УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Наркоз для еврозоны

Наркоз для еврозоны

В рамках 9-й ежегодной встречи "Ялтинская европейская стратегия" еще одним вопросом, помимо евроинтеграционных устремлений Украины, стало экономическое будущее самой еврозоны. Эксперты не питают иллюзий: последствия нынешнего потрясения еще не преодолены, а новые угрозы нависают с огромной силой. В том, чего ожидать и на что надеяться еврозоне и зависимым от ее развития странам, разбирался "Обозреватель".

Идут ко дну

"В этом году экономический рост в мире будет ниже, чем в прошлом году. Европа будет находиться в рецессии. Большинство ключевых стран уже находятся в рецессии", - отметил в ходе выступления экс-министр финансов России Алексей Кудрин. Особенное беспокойство у аналитиков вызывает Великобритания и Франция. "Мы находимся в зоне начала новой волны. Если долговой кризис в Европе будет более острым, то будем иметь в следующем году еще более низкий рост, чем в этом. Я считаю, что, скорее всего, из-за долгового кризиса следующий год будет хуже", - отметил Кудрин.

Такой же позиции придерживается и экс-глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. "Я думаю, что возобновление сейчас переживает новую задержку и это влияет на перспективы и в мире, и в Европе. Промпроизводство будет плохим, будут очень сложные финансовые условия, потому что политика, которая в основном ведется, не возвращает доверие к рынку. Прежде всего, это связано с американской экономикой, с фискальным кризисом. Мне кажется, это один из наибольших выводов", - сказал он, дополняя слова Кудрина.

Однако помимо экономических факторов, на дестабилизацию еврозоны влияют историко-политические моменты. Так, говоря о насущных проблемах еврозоны, экс-глава Мирового Банка Роберт Зеллик и вовсе отметил, что развитие ситуации в еврозоне и в целом по Европе зависит от принятия политических решений. "Я думаю, 4-5 лет будет спад, и я думаю, это все зависит от политиков в каждой стране", - отметил Зеллик.

Чем смогут и как помогут

Реалии на самом деле неутешительны. Среди насущных проблем аналитики, прежде всего, отмечают ослабление доверия к действиям властей, нерациональные ставки по кредитам для европейских стран, а также ослабление мировых экономических монстров. О влиянии каждого из них на ситуацию в еврозоне расскажем подробнее.

Монетарный союз

Ни общество, ни мировые фининституты не питают доверия к властям стран-должников. Единственным путем спасения европейской экономики аналитики видят создание новой международной структуры – некоего междустранового союза.

"Мы все знаем, что без банковского союза, без фискального союза должен быть монетарный союз. Лучше бы было и то, и другое. Это было бы шагом к пониманию ситуации. И сейчас власти этих стран работают над банковским союзом. Конечно, нам нужен банковский союз. Это будет лучшее решение", - отмечает Стросс-Кан.

Однако такого фининститута будет недостаточно. Фискальный союз, по мнению экспертов, требует прежде всего политического компромисса, поскольку страны-гегемоны и стабильные государства несогласны платить по долгам слабых. Да и технические инструменты, такие как евробонды, имеет политическую подоплеку - в их сути находится политическая воля сообща решать имеющиеся проблемы. "Я абсолютно убежден, что монетарный союз не сможет выжить без такой солидарности. И, конечно, это должен быть банковский союз и фискальный союз одновременно", - высказал свое видение Стросс-Кан.

Кредитование

Еще одним методом оздоровления евроэкономики может стать паритетное кредитование. Даже имеется в виду не столько равноценное, сколько построенное на принципах взаимовыручки. В процессе дискуссии чиновники пришли к выводу, что стабильным странам необходимо давать денежные ресурсы на более жестких условиях, нежели страдающим от кризиса. На сегодняшний день, по словам Стросс-Кана, Франция и Германия получают кредитный ресурс под более низкие проценты, чем Испания, Италия и Португалия. МВФ и ЕЦБ намедни пообещали рассмотреть размер "нормальной ставки кредитования".

"Страны, которые в плюсе, находятся в более выгодном положении. Мы попробуем решить, какой должна быть нормальная ставка кредитования. К примеру, Германия и Франция могли бы разницу предлагать другим странам, которые берут кредиты по высшим ставкам. И тогда это уже будет абсолютной константой", - считает Стросс-Кан. Он объяснил, что кредитные преференции французов и немцев существуют благодаря тому, что рисковые страны платят по кредитам больше. Международные фининституты рассматривают вариант, при котором страны будут делиться процентными ставками.

"Это техническое решение - поделиться процентными ставками. Год за годом более богатые страны или те, которые берут кредиты по меньшим процентным ставкам, просто будут делиться с теми, кто одалживает под высшие проценты. Я уверяю вас, это возобновит ту уверенность, которая нам нужна", - говорит экс-глава МВФ.

Однако невольно возникает вопрос: пойдут ли на такие уступки Франция и Германия, которые периодически заявляют о том, что не хотят платить по чужим долгам. Учитывая, что, по словам финансиста, со временем уступки становятся взаимными, можно допустить, что так и будет. Стросс-Кан высказал убеждение, что сегодня обе страны уже склонны к созданию фискального союза.

"В еврозоне сосредоточено ¼ мирового ВВП. И понятно, что мировая экономика не может возобновиться без еврозоны. Поэтому я предлагаю сегодня использовать тот факт, что и французы, и немцы, и итальянцы понимают, что не может быть монетарного союза без некоторых ограничений фискальными правилами. И первый этап для того, чтобы это сделать – организовать солидарность стран на уровне финансовых потоков", - считает Стросс-Кан. Исходя из этих предложений, по расчетам МВФ, Испания и Италия смогут брать кредиты на уровне 4%.

Стимулирование сильных экономик

Развитие мировой экономики напрямую зависит от роста экономических монстров – США, Японии и России.

"Сегодня мы имеем очень сложную проблему Европы, но не менее острой в 5-7-летней перспективе может стать проблема американского дефицита. Если в ближайшие два года новая администрация не предложит миру решение проблемы дефицита США, то мы будем иметь очень быстрое падение доверия к американской системе и валюте. Это существенно изменит все условия работы в мире. Это даже более сложная проблема, чем сохранение евро", - прокомментировал ситуацию экс-министр финансов России Алексей Кудрин.

Чтобы долговая проблема Испании, Италии, Португалии могла быть решаемой, экономический рост в этих странах должен быть выше, чем прирост долга. Впрочем, надеяться на такое развитие событий в ближайшие несколько лет не приходится.

"Если сейчас эти страны не способны на рыночной основе обслуживать эти долги, то поддержка ЕЦБ этих стран просто может отложить, но не решить эту проблему. Соответственно, нам нужно искать другое, более сильное лекарство, которое позволит этим странам перейти к другой стратегии. Я не исключаю, что это была бы реструктуризация долгов этих стран. Нужно отойти от пропасти, нужно дать им войти в рыночную зону обслуживания своего долга", - считает российский экс-министр.

По мнению эксперта, поддержка ФРС или ЕЦБ стран еврозоны, попытка поддержать спрос делает их искусственными, не позволяет работать рыночным сигналам. "В лучшем случае мы получим стагнацию этих стран на много лет вперед. Может быть, на 5-7", - резюмировал Кудрин.

Если брать еврозону, то ранее для ее оздоровления просто выделялись ресурсы, чтобы подавленные страны могли впоследствии расплатиться по долгам. Однако, как выразился Стросс-Кан, эта схема просто не работала в данных условиях. "Мы пытались настаивать на меньших процентных ставках, более длительных сроках возвращения. И это было очень сложно, потому что они не могли отплатить. Долги все росли и росли, а теперь нам нужно думать за рамками и искать новые решения. Если говорить по сути, то мы должны перезагрузить экономику, дать ей новое начало", - заявил экс-глава МВФ.

P.S. Экономика в коме

По настроению выступавших в Ялте, было понятно, что экономика еврозоны находится в коме, и поддерживают ее искусственно транши - в роли аппарата искусственной вентиляции легких, кредиты – в качестве пилюль.

В связи в этим становится понятным, почему Федеральная резервная система и Европейский центральный банк приступили к экстраординарным мерам поддержки мировой экономики. Специалисты этих институтов оценивают ситуацию, как в самые сложные моменты прошедшего кризиса. "Федеральная резервная система начинает количественное смягчение, и это поддержка спроса, это попытка снизить безработицу, а Европейский центробанк и в теории, и в практике экономики сказал новое слово – это таргетирование доходности облигаций ведущих европейских стран. Это означает, что эмиссии будет столько, сколько нужно, чтобы спасти эти страны, которые сегодня не способны обслуживать свой долг. И мы не знаем, какого масштаба должна быть такая эмиссия", - заявил Кудрин, отметив, что не считает меры ЕЦБ способными решить проблему, а они могут лишь перенести ее.