УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На пути к Швейцарии: чем напряжет украинцев бюджет-2016

На пути к Швейцарии: чем напряжет украинцев бюджет-2016

Во вторник знатный реформатор Арсений Яценюк и его подчиненные раскрыли первые планы на будущее главной сметы страны. И в пору бы порадоваться, но все, что касается денег, требует ясности. А ее, к сожалению, снова нет.

Украину давно называют большой Швейцарией. Но, пожалуй, только из-за впечатляющих красот. Однако выяснилось, что мы можем быть богатыми не только природой, но и по-настоящему, по-взрослому — финансово. Во всяком случае, такое страновое сравнение применила министр финансов Украины Наталья Яресько. Правда, по ее словам, это возможно к 2040 году, но впереди у нас ещё 2016 год с его непонятным главным финансовым документом.

"Обозреватель" собрал некоторые детали сложного механизма, именуемого Госбюджет-2016.

Будет жестко

О напряженности и крайней сложности предстоящего бюджетного процесса первым заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк (человек, прошедший, как с полной уверенностью заявляют в Следственном комитете страны-агрессора, боевое крещение в Чечне). Тот, кто фактически является главным в распределении государственных денег, предупредил, что "реальная картина очень сложная".

"Буду предельно откровенен: бюджет-2016 будет очень напряженный. Это связано, во-первых, с расходами на оборону — 5% от ВВП (это беспрецедентные расходы), второе — мы потеряем доходы, которые мы получили от Нацбанка, третье — мы потеряем доходы, которые мы получили от импортного сбора. Четвертое — если в текущем году мы 24 млрд предусмотрели на субсидии, то на следующий год это в два раза больше", — рассказывал Яценюк на одном из заседаний Кабмина.

Читайте: А как же профицит? Яресько прогнозирует огромную дыру в бюджете в 2016 году

Более того, еще толком не просчитаны повышения социальных стандартов. На сегодняшний день это касается только бюджета-2015, но не исключено, что украинская народная забава под названием "Выборы" потребуют новых вливаний, помимо гречки. Своеобразным звоночком к этому звучит и заявление Президента Украины Петра Порошенко о том, что досрочный рост зарплат — политическое решение в общем и целом.

ВВП: три веселых буквы

В меморандуме украинских властей с Международным валютным фондом заявлено о намерении достичь дефицита бюджета в 2016 году 3,75% ВВП, что на 0,5 процентного пункта меньше по сравнению с 2014 годом.

Пока, согласно заявлениям Яресько, бюджет-2016 пишут с дефицитом в 3,7%. Каким он, ВВП, будет в следующем году, пока непонятно. Почти полгода назад предполагалось, что номинальный ВВП составит более 2,1 трлн грн, а темпы роста — 102%.

Читайте: Экономика замедлила падение: какие показатели выросли в Украине за год

При этом МВФ предположил, что 2015 год Украина закончит в минусе, но уже со следующего года начнется восстановление экономики — около 2%. То есть при таком дефиците придется снова занимать. Впрочем, Фонд готов.

Что будет с гривней?

Хороший и любимый вопрос.

Пока Нацбанк заявляет о рекордных показателях золотовалютных резервов, правительство не рассчитывает на большие поступления в бюджет от регулятора, контролирующего национальную валюту и готовится к падениям.

Яресько также не ждет чудес, но довольно оптимистично предлагает верстать бюджет-2016 из расчета 22,4 грн/доллар, хотя МВФ настаивал на курсе в 24,1.

Читайте: МВФ спрогнозировал курс гривни до 2020 года

Эксперты же разнятся во мнениях: одни говорят, что даже в этом году доллар может стоить и 20 гривен, другие же предрекают и 27—28. Третьи более оптимистичны: проводимые реформы позволяют говорить о том, что девальвация украинской валюты может опуститься до 5% в год.

Ждать и верить

Были бы мы зрадофилами, можно было бы поверить в хорошо спланированный заговор правительства. То говорят о том, что, мол, забудьте об индексации, то вдруг рассказывают, что удалось найти деньги на повышение зарплат и пенсий раньше положенного срока и выплату субсидий.

Сначала будоражат народ заявлениями о том, что с экономикой очень плохо, и вряд ли что-то будет расти в обозримом будущем (в прямом и переносном смысле), как вдруг глава Минэкономики заявляет, что Украина резко решила наращивать темпы роста экономики.

Впрочем, как бы все это ни звучало оптимистично, все равно остается много вопросов: и война, и политическая нестабильность, и возможные предстоящие пертурбации в Кабмине.

В любом случае, точные цифры для бюджета будущего года мы увидим нескоро: как из-за сроков, так и в силу первоочередности принятия несколько политических и экономических решений — как минимум, новой налоговой реформы.