УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Наводка на водку: по следам неуплаченного водочного НДС

Наводка на водку: по следам неуплаченного водочного НДС

На фоне громких увольнений руководства Государственной фискальной службы ведущие украинские интернет-СМИ все активнее поднимают тему катастрофической неуплаты НДС некоторыми производителями крепкого алкоголя.

33,5% – именно такой прогноз инфляции в Украине на 2015 год дает Международный валютный фонд. По мнению ключевого кредитора страны, при этом уровень падения экономики сохранится на отметке 5,5%. Одной из главных бед остается коррупция в налоговой службе и таможне, которые обеспечивают поток основных поступлений в госбюджет страны.

Еще в конце марта на расширенной коллегии МВД премьер Арсений Яценюк поручил следственному управлению МВД сосредоточиться на расследовании фактов коррупции в органах таможни и налоговой – пишет "Украинская правда". "Я просил бы следственный аппарат сконцентрироваться сейчас на деятельности таможни и налоговиков. Это ваша задача на следующий квартал – начать широкомасштабную операцию по борьбе с коррупцией в таможенных и налоговых органах", - отметил Яценюк.

Несмотря на громкие правительственные заявления о реформах и борьбе с коррупцией, некоторые компании продолжают беспрепятственно обворовывать бюджет на сотни миллионов в год. Основной путь – незаконная минимизация НДС, из-за которой государство теряет сотни миллионов гривен в год. Налог на добавленную стоимость обеспечивает львиную долю поступлений в государственную казну. К примеру, в госбюджет-2014 было заложено порядка 90-95 млрд грн поступлений от НДС с произведенных товаров и услуг в Украине, и еще 110-115 млрд грн с ввезенных в страну товаров. Эти показатели остались лишь целями, так как по факту многие компании из-за высокой ставки (20%), чтобы минимизировать налоговую нагрузку на бизнес, ищут способы уклонения от его уплаты. К сожалению, сегодня такие случаи приобретают массовый характер.

Одним из самых ярких примеров выявления незаконной минимизации налоговых обязательство стало резонансное расследование, проведенное "Экономической правдой". В тройке лидеров по неуплате НДС в бюджет в полном объеме тогда назывались ЛВЗ "Прайм", НПП "Гетьман" и "Баядера", которой принадлежат торговые марки "Хлібний Дар", "Коблево", "Маренго", "Козацька рада", "Перепілка", "Байка", "Цельсій", "Перша гільдія". Тогда сообщалось, что с сентября 2013 по август 2014 "Баядера" недоплатила в бюджет более 218 млн гривен. Недоплачивать НДС в бюджет "Баядера" продолжает и сегодня.

Водочный НДС – 20% от акциза

Сверхточной формулы, по которой можно высчитать размер возникающего к оплате НДС, не существует – утверждают эксперты. Но при этом подчеркивают, что все-таки реально проследить определенную тенденцию и порядок цифр посредством анализа следующих факторов. Прежде всего, любое водочное предприятие уплачивает акциз, поэтому у него обязательно возникает обязательство по уплате НДС, сумма которого составляет примерно 20% от величины акцизного сбора.

Сравнить расчетные и уплаченные суммы НДС разными производителями ЛВИ (за октябрь 2014 – январь 2015) можно руководствуясь следующей таблицей.

Как видно из таблицы, у некоторых производителей сумма уплаченного НДС гораздо ниже расчетной суммы. Несложно подсчитать, что наибольший объем акциза уплачен компанией Баядера. При этом, сумма фактически уплаченного НДС намного отличается от расчетной суммы, и несмотря на большие объемы производства сопоставим с небольшими предприятиями.

Коварный экспорт

Очевидно, что причиной этого является незаконная минимизация НДС. Одной из самых распространенных схем для незаконной минимизации налоговых обязательств является нетипичный экспорт. И в случае с производителями водочной продукции, которые недоплачивают НДС, мы имеем именно такую схему. Так, если рассматривать крупнейшего неплательщика по данным таблицы, ГК "Баядеру", то в январе 2015 года 83% экспорта ее структурного подразделения "Национальная водочная компания" приходилось не на водку, а на подсолнечное масло. Поступления от него составили более 80 млн грн. В феврале эта цифра возросла до 104 млн грн (и это при общем экспорте на 117 млн грн).

Налоговики имеют дело с нетипичным экспортом с начала 2000-х. Вплоть до недавнего времени операции по "нетипичке" рассматривались налоговой как махинации по возмещению НДС. Вместе с использованием налоговых ям она позволяет не платить НДС в б принципе. В чем она заключается? Компания, которая должна заплатить в бюджет огромный объем НДС, находит экспортера сельскохозяйственной продукции, у которого возникают трудности с возмещением НДС. В нашем случае это водочная компания, которая, в свою очередь, покупает с/х продукцию и уже якобы от себя продает ее на экспорт. Внутри компании происходит взаимозачет. Излишние налоговые обязательства по НДС сокращаются на размер налогового кредита. По итогу, водочная компания платит в бюджет гораздо меньше, чем должна.

При этом сельхозпродукция, которая якобы пойдет на экспорт, фактически закупается у производителей и часто у населения за наличные, и документов от продавцов покупатель не получает. Сам же экспорт осуществляется по заранее известному адресу — нерезиденту-сообщнику. Таким образом, при нулевой ставке НДС при экспорте "на выходе" не возникают налоговые обязательства, а "на входе" уже есть налоговый кредит. Стандартная ставка "схемщика" за предоставление таких услуг составляет 35-50%, хотя размер ставки может изменяться в зависимости от объема операций, типа товара, сложности оформления таможенных документов.

Использование схемы нетипичного экспорта позволило "Баядере" только в январе 2015 года недоплатить более 22 млн гривен НДС в бюджет. С такими темпами незаконной минимизации к концу 2015 года компания может оптимизировать более 200 млн гривен.

Незаконная минимизация налоговых обязательств позволяет нечестным на руку компаниям отлично чувствовать себя на рынке – подчеркивают эксперты. Ведь при одинаковой себестоимости водочной продукции "экономия на государстве" дает им возможность демпинговать и продавать свою водку по цене, которая заметно ниже рыночной, что нарушает принципы честной конкуренции. А кроме того, это существенный удар по государственному бюджету, что в первую очередь сказывается на социально незащищенных слоях населения.

Не экспортом единым

Случай со схемами нетипичного экспорта – не первый и не единственный в практике "Баядеры". За восемь месяцев 2014 года "Национальная водочная компания", которая входит в состав "Баядеры", недоплатила в бюджет 140 млн гривен благодаря получению от государства значительного налогового кредита, о чем писало "Зеркало недели".

Механизм уплаты НДС подразумевает, что фискальное ведомство возмещает его производителям, компаниям предоставляется так называемый налоговый кредит. Фиктивно сформировать налоговый кредит по НДС и незаконно получить возмещение этого налога из бюджета дает возможность так называемая налоговая яма. Это фирма-прокладка, которая не ведет реальной деятельности, а только выдает левые документы и формирует другим предприятиям затратную часть, помогая налогоплательщикам формировать завышенные затраты и налоговый кредит. По сведениям налоговой администрации Украины, из-за таких схем бюджет недополучает до миллиарда гривен ежемесячно.

Интересно, что львиная доля (30–60%) налогового кредита "Национальной водочной компании" формировалась за счет аффилированной структуры – ООО "Алкогольные традиции", которое было зарегистрировано в занятой боевиками Горловке. После того, как СМИ начали поднимать тему катастрофической неуплаты НДС, "Алкогольные традиции" были ликвидированы. А деятельности фирмы-прокладки заменила схема с использованием нетипичного экспорта. Кстати, в прошлом году, в отличие от многих украинских производителей, которым закрыли выход на российский рынок, "Баядера" продолжала беспрепятственно поставлять свою продукцию в Россию.

Как работала схема по созданию налоговой ямы в случае с "Баядерой"? Чтобы уменьшить выплаты по НДС, компания увеличила затраты на производство продукции – посредством дорогостоящих маркетинговых или рекламных услуг, которые предоставляла компания-прокладка. С раздуванием расходов вырос налоговый кредит – сумма, на которую уменьшился размер НДС. В результате государство получило лишь мизерную часть от той суммы, которую в действительности должно было получить.

Согласно этой схеме недоплаченные государству средства опять вкладывались (и продолжают вкладываться) в раскрутку торговых марок, что позволяет компании, опять же, отлично себя чувствовать на рынке и продавать продукцию по цене, которая заметно ниже, чем у конкурентов.

Средняя цифра в 200 млн гривен – примерно такую сумму НДС ежегодно недоплачивает в бюджет "Баядера". И это в то время, когда экономика страны находится практически "на дне". Сможет ли положение вещей измениться с очередным обновлением руководства ГФС? Время покажет.