УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Налоговый кодекс 2 года спустя

Налоговый кодекс 2 года спустя

Два года прошло с тех пор, как в Украине бушевали налоговые страсти. Налоговый майдан, спровоцированный принятием основного документа в сфере налогообложения – Налогового кодекса – в ноябре-декабре 2010 года всколыхнул всю Украину. Сегодня же, отработав по новому законодательству двухлетний срок, можно подводить кое-какие итоги об эффективности его введения и недочетах прописанный в нем норм.

Напомним, Налоговый кодекс (НК) был принят Верховной Радой 18 ноября 2010 года, и уже на следующий день парламентарии внесли в него изменения. Позже документ был ветирован президентом Виктором Януковичем и 2 декабря принят с учетом предложений главы государства. 3 декабря Янукович документ все же одобрил.

Редакцией документа двухлетней давности предполагалось установление и регулирование общегосударственных и местных налоговых платежей и сборов, а также их администрирование. Так, по документу, размер налога на прибыль поэтапно должен снижаться, и к 2014 году достичь 16%. В 2012 году данный налог составил 21%, в 2013 его размер запланирован на уровне 19%. Помимо этого, приоритетные отрасли промышленности, такие как легпром, судо- и авиастроение, отельный бизнес на 10 лет, согласно НК, освобождаются от уплаты данного налога.

Изменения претерпел и налог на добавленную стоимость (НДС): ставка его к 2014 году должна быть снижена с 20% до 17%, а также предусмотрено введение автоматического его возврата. Доходы физических лиц, согласно документу, облагаются 15% налогом для тех, чей доход в месяц составляет менее 10 минимальных зарплат, а 17% должны платить те, кто получает более 10 минималок.

Помимо этого, с 2015 года НК запланировано налогообложение доходов по депозитным вкладам на уровне 5%. А запланированный с начала текущего года и отсроченный налог на недвижимость предусматривает налогообложение в размере 1-2,7% минимальной зарплаты 1 раз в год, в зависимости от квадратуры жилья.

Достижения и сатисфакции

Представители всех работающих над системой налогообложения структур – Национального банка, Министерства финансов, Госналоговой службы, Гостаможни, профильных парламентских комитетов – сходны во мнении о том, что их работа ведется на наивысшем уровне и результат, достигнутый в этом направлении, максимален.

"Результаты нашей деятельности – это не только договоренности, это и результаты качественные… Доля проблемных банковских активов сократилась с 14,3% до 12,8%. Это довольно большое достижение. Я поздравляю вас", - отметил, выступая на пресс-коференции 15 ноября глава НБУ Сергей Арбузов.

По словам председателя регулятора, такие показатели – результат совместных усилий всех финансовых и налоговых структур, которым удалось достичь единого подхода в решении профильных вопросов.

"Мы очень довольны результатами совместной работы с Министерством финансов, с Госналоговой службой… Сегодня в стране сложилась ситуация, при которой всем данным структурам надо работать сообща, искать решения… У нас должно быть понимание того, что повышение налогов нужно только после создания надлежащих условий ведения бизнеса, чтобы он имел возможность зарабатывать, а потом платил государству налоги", - подвел итог Арбузов.

Аналогичное мнение касательно плодотворного сотрудничества всех финслужб выразил и министр финансов Юрий Колобов. По мнению чиновника, несмотря на слаженную работу ведомств, нет предела совершенству, и его министерство во всеоружии готово и дальше править налоговые догмы, чтобы бизнес мог дышать свободно, а не прогибаться под налоговым гнетом.

"Политика Министерства финансов в направлении снижения налоговой нагрузки будет неизменной", – отметил министр.

Итак, вступивший в силу 1 января 2011 года НК, кроме отдельных норм документа, на сегодня радует как регуляторов, так и представителей бизнеса. Однако далеко не все догмы сработали на практике, что вынудило власти одну за другой вносить в НК поправки. За прошедших 2 года в НК было внесено около 30 поправок. А это, по словам председателя парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, в 10 раз меньше, чем количество изменений налогового законодательства до принятия НК.

"Для сравнения, в предыдущие несколько лет внесено в 10 раз больше поправок и уточнений, потому что налоговое поле было сильно разбалансированным. У нас было около 30 законов, и недели не проходило в парламенте, когда бы не вносились 2-3-4 раза изменения в те или иные законы", - оценил приятности от введения НК Хомутынник.

Наиболее весомым достижением нового налогового законодательства депутат называет упрощенную систему налогообложения. "С одной стороны, возросло количество налогоплательщиков, которые получили возможность работать на системе упрощенного налогообложения; с другой стороны – государство в лице Налоговой службы получило намного больше доходов. То есть такой себе нонсенс, когда с одной стороны доволен бизнес, с другой – существенные идут поступления в бюджет", - рассказал депутат.

Также Хомутынник сообщил, что за счет администрирования налогов и объединения некоторых сборов их количество уменьшилось почти в 2 раза. "Без этих изменений нам было бы гораздо сложнее двигаться дальше в налоговой и вообще экономической реформах", - сказал депутат, подчеркнув необходимость индексации на уровень инфляции всех без исключения налогов.

Более критичной в своих оценках оказалась народный депутат, зампред парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина. "На практике очень много норм, которые как нам кажется из тишины кабинетов, должны работать правильно, но работают абсолютно противоположным образом", - сказала Ляпина, отвечая на вопрос об эффективности действующего налогового законодательства.

В качестве примера неудачной налоговой инициативы депутат привела введение налога с оборота. "Введение оборотного налога (налога с оборота. – Авт.) вместе с налогом на добавленную стоимость – это шоковая для экономики инициатива… Почему возникают такие шоковые инициативы? Потому что бизнес на практике сталкивается с тем, что все те нормы, которые должны работать на уменьшение давления налогового, на самом деле не работают", - отметила Ляпина.

По словам депутата, гарантии того, что при введении налога с оборота гарантии избежания нечестных налоговых игр с обеих сторон нет: "Если тут есть сквозная коррупция, то кто сказал, что там не будет такой вот коррупции? Пока что никто не нашел лучшего источника наполнения бюджета, чем НДС".

Депутат уверена, что без применения механизма риск-ориентированного менеджмента как на локальном, так и на государственном уровне достичь улучшений в налоговом поле будет сложно. Ляпина подчеркнула, что в нынешних условиях имеет место презумпция налоговой виновности субъектов хозяйствования, которую предприниматели иногда вынуждены опровергать в судах либо же подчиняться неправомерным налоговым нормативам.

Итого, если обобщить названные чиновниками плюсы от введения в действие Налогового кодекса, имеем следующие позиции. Во-первых, сокращение количества налоговых платежей. Во-вторых, достижение договоренностей о введении трансфертного ценообразования. Третий плюс – отдельный подход к налогообложению банков, в частности, по кредитно-депозитным операциям и операциям переуступки долга. В целом, комментируя ситуацию, доктор экономических наук, профессор, академик НАН Украины Валерий Геец отметил, что бизнес благодаря снижению налоговой нагрузки активизировался, а экономический рост ускорился.

Планы – ожидания

Несмотря на то, что и финансовые, и экономические, и налоговые органы сообща работают над усовершенствованием налогового законодательства, многие рвения институтов являются общими, однако у каждого ведомства свои секреты и стремления. Так, НБУ работает в русле изменений НК конкретно для банков. По словам главы регулятора, готовится проект изменений, которым планируется обеспечить освобождение банковских учреждений от НДС при продаже залоговой недвижимости и за услуги платежных систем, а также освобождение финучреждений от функций налогового агента с залоговым имуществом. Также регулятор намерен решить вопрос с налогами банков, которые ликвидируются. Помимо этого, финучреждениям планируется обеспечить продолжение применения 30%-го верхнего предела для извлечения резервов из налогообложения.

Председатель Минфина же основным заданием своего ведомства в налоговом русле видит пересмотр условий предоставления налоговых льгот бизнесу. "Мы обязаны устранить искусственные преференции для бизнеса… Нам нужно понимать, дают ли они эффект для развития экономики", - сказал Колобов.

В числе же повсеместных изменений – дальнейшее уменьшение количества выдаваемых бизнесу разрешительных документов и подвергаемых субъектов хозяйствования проверок. Также планируется сокращение количества налоговых платежей с одновременным их уменьшением, усовершенствование прозрачности администрирования налогов.

Помимо описанного выше, планируется принять в ближайшем будущем проект закона о налоге на роскошь. Однако ни один из вариантов, зарегистрированных ныне в парламенте, не удовлетворяет бдительных финансистов и налоговиков. По словам Виталия Хомутынника, налог на роскошь нужно вводить вместе с реализацией налоговой нормы по введению налога на недвижимость. При этом величину налога, по мнению главы финансово-налогового комитета, нужно исчислять, исходя из стоимости объекта роскоши, а не его размера. Также чиновники планируют доработать упрощенную систему и усовершенствовать 5 и 6 группы, внедрить механизм трансфертного ценообразования и его налогообложения. Не решен окончательно и вопрос налогообложения операций с ценными бумагами.

При этом, прогнозируя развитие экономического вектора Украины в 2013 году, доктор экономических наук, профессор, академик НАН Украины Валерий Геец сообщил, что экономический рост составит не более 1,5%. По его словам, очень остро стоит вопрос о том, насколько налоговая система будет работать на то, чтобы налоги не выводились, а давали результат.