УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ярославский более предпочтителен для экономики страны в качестве нового собственника ОПЗ – эксперты

9,2 т.
Александр Ярославский

14 декабря текущего года Фонд госимущества Украины попытается в очередной раз продать с аукциона Одесский припортовый завод. Эксперты проанализировали, кто будет наиболее эффективным собственником одесского припортового завода.

Намерение приобрести 99,567% уставного капитала Одесского припортового завода, выставленных на продажу Фондом госимущества Украины, подтвердили ЧАО "Укрнафтобуріння" (бенефициары – бизнесмен Игорь Коломойский и народный депутат Украины Виталий Хомутынник), и кипрская Glenshee Holdings Ltd (бенефициар – бизнесмен Александр Ярославский). Об этом сообщило издание "Ведомости НКЦБФР". Участие в предстоящих торгах по ОПЗ украинских инвесторов стало неожиданностью для Фонда госимущества Украины. Недавно глава ведомства Игорь Билоус заявил об отсутствии в среде интересантов покупателей с украинской пропиской.

В экспертной среде живо обсуждается, кто является наиболее вероятным покупателем и сможет лучше других распорядиться активом. Вот какие мнения удалось собрать.

Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков, зам. директора "Эксперт-Рейтинг"

Я думаю, что наиболее эффективным собственником и инвестором Одесского припортового завода будет Ярославский, если выбирать между ним и Коломойским. У Ярославского больше проектов, которые несут в себе социальную ответственность. И я не припомню вопросов налоговой к нему за все время его бизнес-деятельности. Это очень важно. У Коломойского сплошь и рядом проблемы с налогами. То налоговые власти к нему имеют претензии, то государство, вспомнить хотя бы эпопею с дивидендами от Укрнафты. То-есть у Коломойского уровень социальной ответственности бизнеса гораздо ниже, чем у Ярославского.

Читайте: Суд снял арест со счетов ОПЗ

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

Вы действительно думаете, что Коломойский хочет купить ОПЗ для себя? Там обычная спекулятивная сделка. Сейчас он оформит на себя. Там, конечно же, будет оффшорчик, все, как положено. А потом через оффшор завод перепродадут русским. Это с самого начала было понятно, что сделка делается под Москву. Скорее всего, тот же Коломойский беседовал в Москве и договорился с покупателем. К слову, почему и предыдущие сделки срывались? Цена падала. В начале была цена 700 млн, потом 500 млн. Сейчас, Москвичи сказали последнее слово – 250 млн. Почему и хотят наши продать официально за 200, чтобы 50 положить себе в карман.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий

В данном случае Александр Ярославский более предпочтителен для экономики страны в качестве нового собственника Одесского припортового завода. Ярославский всегда старался держаться от политики как можно дальше. Вместе с тем Игорь Коломойский всегда совмещал бизнес с политикой. Политизация процесса приватизации ОПЗ может лишить предприятие развития, которое получает старт с приходом эффективного инвестора, который в свою очередь играет исключительно по законам рынка, преследуя цель получения прибыли и приумножения вложенных инвестиций. Таким инвестором является Ярославский, который доказал, что умеет поднимать предприятия. К тому же, Ярославский никогда не вкладывает капитал в неперспективные объекты".

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Давно слежу за перипетиями с приватизацией ОПЗ и все больше убеждаюсь в том, что его собираются приватизировать совсем не для того, чтобы "оздоровить" и дать работать по управлением нового собственника, а совершенно с другой целью. Первоначальная стоимость ОПЗ опустилась в 5 раз при том, что снижение цены с 1 млрд до 200 млн долларов невозможно пояснить ни судебными отягощениями ни падением спроса на продукцию ни ускоренным износом основных фондом ни, тем более, резким повышением себестоимости продукции в связи с ростом цен на сырье и снижением конкурентоспособности готовой продукции на мировом рынке. Снижение стоимости поясняли "отсутствием реальных инвесторов". Условия участия потенциальных покупателей в приватизационном конкурсе постоянно менялись и требования к конкурсантам ужесточались.

Как только один из конкурсов в 2009 году выиграла компания "Нортима", вроде бы имеющая отношение к бизнесмену Игорю Коломойскому, его результаты были отменены! СМИ регулярно заявляли о том, что в приватизации ОПЗ заинтересована группа Ostchem Дмитрий Фирташ. Руководители Фонда госимущества много раз заявляли о некой заинтересованности каких-то европейских и американских компаний в приватизации ОПЗ, но что это за компании и в чем именно они заинтересованы никто не пояснял. В последнем на данный момент конкурсе, стартовавшим 31 октября 2016 года, как обычно, принимают участие непонятно какие западные компании и две украинские - группа DCH Александра Ярославского и ЧАО "Укрнафтобуріння", в которой по состоянию на август 2016 года, вроде бы имели интерес Игорь Коломойский и народный депутат Виталий Хомутынник. Для группы DCH ОПЗ является профильным активом и можно предположить, что она готова инвестировать в производство и развивать бизнес. Для ЧАО "Укрнафтобуріння" ОПЗ ну уж очень непрофильный актив и участие в конкурсе выгляди странновато.

Читайте: В НАБУ признались, что обвинили топов ОПЗ на основе фиктивных экспертиз

Всеволод Степанюк, экономический и политический эксперт, экс-сотрудник Института мировой экономики НАНУ

Никто из них, ни Ярославский, ни Коломойский не обладают достаточным ресурсом газа, чтобы загрузить на полные мощности ОПЗ. Если будет газ по мировым ценам, или по тем ценам, как его продает промышленникам "Нафтогаз", рентабельность работы завода будет не очень высокая. Я считаю, что за эту цену кто-то из них купит завод только затем, чтобы его перепродать. Цена очень низкая сегодня, намного ниже, чем была до событий 2014 года. И если ситуация в Украине нормализуется, то можно будет перепродать завод раза в 2 – 3 дороже. Я не думаю, что у них есть ресурсы для развития предприятия.

Сергей Феофилов, президент комании "УкрАгроКонсалт", кандидат экономических наук

Эффективное управление любым предприятием - это, прежде всего, знание того, как заниматься этим бизнесом. Особенно в таком запущенном случае, как ОПЗ. На сегодня Ярославский - единственный из реалистичных претендентов, который идет на конкурс как самостоятельная фигура. Это очевидно по структуре собственности компании-аппликанта и официального сообщения о ее аффилированности с DCH. Плюс он имеет в портфолио успешный подобный кейс - черкасский "Азот", уникальный производитель химических удобрений. Кроме того, похоже, Ярославского снова интересуют украинские активы, раз он взялся за не менее проблемный Харьковский тракторный завод. Кроме того, очень большой плюс для него то, что он пошел на конкурс по ОПЗ, что называется, с открытым забралом. Требования ФДМУ к претендентам о раскрытии информации о бенефициарах предполагают опрозрачивание всей цепочки, вплоть до физлиц. И, судя по реестрам Ярославский реально "открылся", когда выбирал аппликанта, посколько его "физическое лицо" очень хорошо видно в конце "пищевой цепочки".

Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины

И у Коломойского, и у Ярославского серьезное отношение к развитию производства, так как оба долгие годы работают в этой сфере и знают все нюансы производства. Я отношусь к вероятности покупки ОПЗ одним из этих людей положительно, так как ни у Коломойского, ни у Ярославского, нет намерений перепродать этот завод после покупки. Команда того же Ярославского имеет огромный опыт капитализации предприятий. И поверьте, капитализацию провести способна лишь очень сильная команда. Надо изменить корпоративные отношения, поменять органы управления, выстроить правильный производственный цикл.

Читайте: Кабмин снизил цену на ОПЗ до 6,5 млрд гривен

Андрей Блинов, финансовый эксперт, руководитель проекта "Путь к успеху"

Далеко не всегда выигрывают те, кто интересуются конкурсом. Не исключено, что здесь далеко идущие цели. Это очень громкое заявление. Оно выглядит либо как фальстарт, но, скорее, чтобы подогреть интерес к конкурсу, повысить конкуренцию. Если Ярославский реально хочет купить ОПЗ, не очень понятно, зачем бравировать этим. Вероятно, здесь многоходовка, и сам Ярославский не очень заинтересован в этом объекте. В то же время, он — один из немногих украинских бизнесменов, которые вышли в кэш перед кризисом. Все объекты, начиная с клуба "Металлист" и заканчивая некоторыми объектами, в том числе и "Укрсиббанк", Ярославский продал если не на пике, то в денежные времена. Все знали, что DCH Group и сам Ярославский и его структуры достаточно ликвидны в плане готовности покупать. Безусловно, он "голодный" к покупкам, в том числе и на территории Украины, хотя понимает существующие риски. Есть подозрение, что он помогает в какой-то мере власти "разогреть" продажу завода, но сам претендует на лояльность в плане приобретения других объектов. Некоторые говорят о его интересе к тому же "Металлисту", о других объектах, в первую очередь в харьковском регионе, на Слобожанщине, которые его интересуют как инвестора. Возможно, он снова проявит интерес к одному из банков. Это больше его бизнес — недвижимость, банки, финансы, возможно, ритейл.

Алексей Плотников, заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук, профессор

Я абсолютно спокойно отношусь как к Коломойскому, так и Ярославскому. Меня интересует только то, чтобы завод был куплен за сумму, которая соответствовала интересам государства, а не по той цене, которую сейчас выставляют.

Игорь Дармостук, политический эксперт, kievvlast.com.ua

Очень важно, чтобы у интересантов процесса были свободные деньги на покупку. Точно могу сказать, что стартовая цена ОПЗ в 5,16 млрд грн - для DCH вполне подъемна - деньги от продажи "Азота" и "Укрсиббанка" точно не потрачены. Кроме того, Ярославский умеет управляться с азотными активами, а этот факт в наше смутное время важен. То есть, если он войдет на завод, у горлопанов будет точно меньше поводов кричать: "продали, загубили, сволочи!". Не загубит и успешно работающий черкасский "Азот" тому пример. А вот войдет ли, и что будет делать, потом покажет аукцион. Во всяком случае, если DCH приобретет ОПЗ, я бы не стал делать ставку на скорую перепродажу предприятия. Она, безусловно, возможна, но точно не сразу. А вот когда, частями или целиком, покажет конъюнктура газового рынка.