УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Глава НБУ рассказала, что будет с банками Ахметова и Пинчука

37,1 т.
Валерия Гонтарева

Банки, принадлежащие украинским олигархам Виктору Пинчуку и Ринату Ахметову, не постигнет судьба ПриватБанка, поскольку модель их работы выстроена на займах на международных рынках, а не на средствах депозитов населения, которые акционеры "Привата" вливали в собственный бизнес.

Об этом заявила глава Национального банка Валерия Гонтарева, передает "Радио Вести".

"Банки у них — не только не ядро их финансово-промышленных групп. Это отдельный бизнес для акционеров. Более того, они (их холдинги. — Ред.) занимали деньги на международных рынках. Если посмотреть на бизнес Рината Ахметова, то у него есть евробонды, у него есть очень большие синдицированные кредиты. Там нет модели олигархического бизнеса. Там по-другому строился бизнес", — отметила она.

Что касается проблем, с которыми столкнулся ПриватБанк, то, по словам, Гонтаревой, они возникли довольно давно из-за неправильной кредитной политики, которую проводил банк.

Читайте: Гонтарева: перед национализацией из ПриватБанка вывели 2,6 млрд грн

Глава НБУ подчеркнула, что такая ситуация возникла в связи с тем, что банк занимался очень активным кредитованием связанных с акционерами бизнесов.

"Это не формирование резервов, залоги никогда не находились в банке на балансе. Это была проблема "олигархического бэнкинга" в нашей стране (был не один такой олигархический банк). Задача состояла в том, чтобы очень активно собирать деньги депозитов населения и вкладывать их всех в собственный бизнес. Но не так бы было проблематично просто кредитование так называемых связанных лиц, самое главное, что практически кредитный риск, который был у этого банка — был просто недопустим. Кредитовались в основном компании, которые не вели операционной активности (так называемые компании-пустышки)", — пояснила Гонтарева.

Она уточнила, что еще в 2014 году, заняв нынешнюю должность, уже заметила эту проблему, и она затронула не только ПриватБанк, но и множество других украинских финучреждений.

Глава НБУ добавила, что сейчас стресс-тестирование первой двадцатки украинских банков закончено. Его итоги показали, что все банки выполнили программу рекапитализации, кроме "Привата", "Хрещатика" и "Фидобанка", однако два последних даже не подписали данную программу. Что касается "Привата", то его национализация позволила решить проблему с образовавшейся в нем брешью.

Читайте: Кругленькая сумма: стало известно, во сколько Украине обошлась национализация ПриватБанка

"Нас заставила это сделать жизнь. Если бы мы отправили этот банк на ликвидацию, то это было бы просто недопустимо. Я была тем человеком, который выступал на национализацию. Понятно, что Минфину и Кабмину такое решение далось нелегко, им пришлось брать и расходы Госбюджета, и увеличение госдолга на 116 млрд гривен. Поверьте, я очень благодарна нашему Кабмину, и СНБО, и лично президенту, за национализацию ПриватБанка, потому что в нем 20 млн наших вкладчиков. Это была бы недопустимая ситуация. Понятно, что государство — не лучший управитель банка", — рассказала Гонтарева.

Глава НБУ также подчеркнула, что в стратегии, разработанной совместно с экс-главой Минфина Наталией Яресько ключевым принципом было то, что сберегательным банком должен оставаться "Ощадбанк", а не ПриватБанк, как это было по факту.

Гонтарева также заверила, что государство полностью ответит и по всем обязательствам "Укргазбанка".

Читайте: ПриватБанку подкинули еще 36 млрд гривен

Говоря о планах касаемо дальнейшей работы государственного ПриватБанка, она заявила, что главной задачей нового собственника в лице Минфина является поиск способа его превращения в хороший доходный бизнес и продажа в трехлетней перспективе.

Как сообщал "Обозреватель", ФГВФЛ и Министерство финансов 21 декабря подписали договор о продаже 100% акций ПриватБанка. Таким образом, учреждение официально стало государственным.