УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Реформаторские промахи: почему снижение ЕСВ беде не поможет

15,4 т.
Реформаторские промахи: почему снижение ЕСВ беде не поможет

Принятые изменения в Налоговый кодекс Украины позволили снизить налоговое давление на фонд оплаты труда в среднем с 55% до 38,4% путем урезания ставок единого социального взноса (ЕСВ), но этого все равно недостаточно для прекращения масштабной практики выплаты зарплат в конвертах.

Об этом пишет "Дело.ua".

В 2015 году украинские власти впервые за долгие годы сделали давно обещанный шаг по снижению налоговой нагрузки на зарплатный фонд. Сегодня ЕСВ снижен с 36,76–49,7% до единой ставки 22% (платит работодатель), а начисления для работника в размере 3,6% отменены.

Однако многолетние обещания снизить ставку единого социального взноса до 10–15% так и не осуществились. Более того, Министерство финансов Украины не восприняло предложение общественности снизить ЕСВ до 10%, хотя только такой радикальный шаг снижал нагрузку на фонд оплаты труда настолько, что делал почти бессмысленными расходы на "обналичку" для выплат заработных плат в конвертах. Финансовое ведомство лишь к 2018 году пообещало отменить ЕСВ вовсе, однако эта инициатива нигде в принятом законодательстве не закреплена.

Читайте: Налоговики рассказали, сколько украинцы уплатили в бюджет ЕСВ

В Украине на 2016 год сохраняется военный сбор в размере 1,5%, а ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) изменяется с 15/20% на единые 18%. Следует напомнить и о том, что в стране существует минимальная не облагаемая налогом льгота, которая составляет половину минимальной зарплаты. Сегодня она составляет 689 гривен. Также важно учитывать, что является начислениями на фонд оплаты труда, а что удерживается из нее. Таким образом, для средней заработной платы в стране (по последним данным Государственной службы статистики, она составляет 4062 гривни) уровень налогообложения составляет с 1 января 2016 года 38,4%. При таком размере оклада предприятие должно будет выплатить на руки работнику 3394 гривни и уплатить налогов (включая ЕСВ) на сумму 1562 гривни.

Согласно отчету Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), средний показатель налоговой нагрузки на одного работника в странах-участницах в 2014 году составлял 36%. Самый высокий показатель оказался в Бельгии (56%), самый низкий — в Чили (7%). Самые высокие налоги на доходы физлиц — в Дании (35,6%), самые низкие — в Южной Корее (4,6%), а в Чили их вовсе нет. Среди всех стран ОЭСР рекордный показатель ставки социальных сборов у Франции — он достигает 38,5%. Что касается Украины, то ранее в списке из трех десятков стран наше государство находилось на второй (мало почетной в данной ситуации) позиции. С 2016 года Украина оказывается в середине списка, рядом с Норвегией и Данией. Чтобы оказаться рядом с Грузией и Израилем, ставки налогов на зарплату надо снизить еще на 15 процентных пунктов.

Читайте: Ставки-2016: опубликованы все изменения в Налоговом кодексе

Следует понимать, почему Минфин не спешит стремиться к дальнейшему продвижению Украины в указанном рейтинге. В 2016 году дотации из Госбюджета в адрес Пенсионного фонда Украины выросли с 95 до 145 млрд гривен. Конечно, ОЭСР, и Европейский союз объединяют самые экономически развитые страны, и система социального страхования там построена совсем на других принципах. В Украине Пенсионный фонд выполняет распределяющую функцию, не аккумулирует средства, не имеет накоплений и напрямую зависит от бюджета — даже при высоких ставках ЕСВ он не был способен справиться с дефицитом. Поэтому главной преградой остается поиск компенсаторов, которые позволят сгладить эффект снижения ставок. В своей Стратегии Европейская комиссия предложила странам-членам ЕС в качестве компенсаторов повысить энергетические и экологические налоги и параллельно работать над повышением налоговой дисциплины. ЕС видит потенциал в перераспределении бремени в пользу налогов на потребление. В Украине тоже пошли этим путем, повысив ренту на добычу ископаемых, а также обложив налогами жилую недвижимость, автомобили и розничную торговлю.

Один из вариантов, который обсуждался, — увеличение базы за счет бруттизации зарплат: социальный взнос ликвидируется, а на сумму, которая ранее платилась в бюджет, увеличивается заработная плата сотрудника, соответственно увеличивается и база для начисления НДФЛ. По расчетам Минфина, для ликвидации ЕСВ без потерь для бюджета ставка подоходного налога должна была бы составлять 40% на сумму до 20 минимальных заработных плат и 20% на сумму, превышающую 20 минзарплат. Это значительно упростило бы администрирование и позволило бы сократить численность Государственной фискальной службы, но не решило бы проблему тенизации, так как ставка оставалась бы высокой.

Читайте: Раде предложили очередной вариант ликвидации ЕСВ и легализации зарплат

Звучали также предложения нанести решительный удар по предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, предложив им ставку единого налога на уровне, сопоставимом с налогом на прибыль и подоходным налогом, то есть 20%. Однако Минфин вовремя осознал, что такое предложение приведет лишь к массовому избежанию регистрации сотнями тысяч "упрощенцев". В итоге ограничились сокращением максимального оборота третьей группы с 20 до 5 млн гривен, а также повышением на один процентный пункт ставки уплачиваемого налога — до 3% при условии уплаты НДС и 5%, если НДС не платится.

Безусловно, потенциал теневой экономики в Украине огромен в плане налоговых поступлений в бюджет. Министерство экономического развития и торговли официально оценивает уровень теневой экономики на уровне 42% ВВП. Министерство финансов даже вывело соотношение общего фонда оплаты труда к ВВП — оно составило 19,4%. Опираясь на данные Минэкономразвития, чиновники Минфина сделали вывод, что годовой объем нелегальной заработной платы составляет 175 млрд гривен. Так, при детенизации на уровне 25% бюджет получает дополнительные как минимум 13 млрд гривен поступлений НДФЛ уже в первый год реформы.

Читайте: Начиная с 1 января: топ-16 кардинальных изменений в 2016 году

Однако Минфин предпочитает не учитывать детенизационный эффект. Эксперимент 2015 года, который позволил при увеличении зарплат и соблюдении ряда других условий применить понижающий коэффициент 0,4 к ставке ЕСВ, провалился. Компаний, которые соответствовали этим критериям и при этом рискнули в период неопределенности на него пойти, оказалось очень немного. Тем не менее, по оценкам Минифина, вследствие эксперимента зарплата выросла на 14 млрд гривен, что может дать в следующем году дополнительные 4 млрд гривен поступлений НДФЛ. Как минимум, эта сумма говорит о том, что снижение нагрузки влечет за собой повышение базы, и потенциал детенизации игнорировать не стоит.

Но нынешнего снижения налоговой нагрузки на заработные платы для этого недостаточно. Поэтому властям Украины придется решиться на дальнейшие урезание ставок налогов, параллельно предпринимая усилия по расширению налоговой базы.

Как сообщал "Обозреватель", по словам министра социальной политики Павла Розенко, снижение ставки ЕСВ обошлось государству в минус 100 млрд гривен в бюджете Пенсионного Фонда.