УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Валерия Гонтарева у разбитого корыта

64,8 т.
Валерия Гонтарева у разбитого корыта

Чего не сделала глава Нацбанка, чтобы избежать масштабного финансового кризиса

Евгения Пастернак

Доллар по 40 гривен, отток депозитов на уровне 150 млрд грн, валютная паника, черный рынок, десятки обанкротившихся банков и непрекращающиеся митинги их вкладчиков у стен НБУ. Всего этого можно было избежать, если бы Нацбанком руководила не Валерия Гонтарева, а профессионал, разбирающийся в финансах и антикризисном управлении. Независимые аналитики неоднократно озвучивали меры, которые могли бы не то что стабилизировать уже расшатанную лодку, но даже не допустить шторма. Здесь мы решили изложить те из них, которых Валерия Гонтарева не осуществила. Итак, почему было не…

…ввести мораторий на досрочное расторжение депозитов?

Именно этим путем пошел в 2004 году Арсений Яценюк, который в то время фактически возглавлял Национальный банк. Именно благодаря тому, что гражданам было запрещено досрочно снимать незакончившиеся вклады, удалось избежать панического изъятия денег из системы. Эти же меры спасли от кратной девальвации и развала банковской системы Владимира Стельмаха в 2008-2009 гг. Почему на это не пошла Валерия Гонтарева, если отток в момент ее прихода на пост главы Национального банка был уже очевиден? Единственная причина, которая может объяснить столь непрофессиональные действия этого чиновника – дать возможность вывести свои вклады всем "нужным" людям. А поскольку Революция достоинства на Майдане продолжалась целых 94 дня, то "достойных" граждан, выстроившихся в кассы банков, накопилось очень много. Депозитный мораторий мог бы существенно ослабить их позиции и пошатнуть дружеские отношения с Валерией Гонтаревой. Если бы он все же был введен, то многие банки могли быть спасены, а вопрос нагрузки на Фонд гарантирования вкладов отпал бы сам собой.

…зафиксировать перевод в гривню валютных кредитов сразу в момент прихода на должность?

И на первый, и на второй взгляд бывший (или бывших не бывает?) инвестиционный банкир Валерия Гонтарева не вызывает ассоциации со словом "популизм". Почему эта респектабельная, позиционирующая себя как умная женщина вдруг повелась на популистские хотелки горстки парламентских провокаторов, зарабатывающих себе политические баллы на человеческом горе – и согласилась пересчитать валютные кредиты в гривну, а курсовую разницу до 12 грн/доллар списать на убытки банков? Вернее, почему она согласилась на это только в феврале 2015 года, когда реальный курс уже в три раза превысил "базовую" отметку 8 грн?

Если в правительстве / руководстве страны было политическое решение удовлетворить 60 тыс. избирателей (валютных заемщиков) и простить им те риски, которые они взяли на себя, вступая в валютные займы – то зачем было тянуть кота за хвост 8 месяцев? Если бы Валерия Гонтарева настояла на принудительном переходе в гривну всех валютных заемщиков еще в июле-августе, то она:

а) избежала бы головной боли в виде пикетов под окнами НБУ, лишь приумножающих поводы открыть бутылку крепкого алкоголя,

б) не должна была бы идти на целый ряд условий банков о льготах, поскольку курсовая разница – а значит и убытки банкиров – были бы не столь значительными.

Однако глава НБУ не из решительного десятка. Она решила выждать, пока гнойник накопится до необъятных масштабов, а потом размусоливать проблему в виде некоего малопонятного рынку и заемщикам меморандума. Между строк которого заложены риски для значительной части других клиентов банков – вкладчиков. Ведь именно на них – а также на налогоплательщиков, которые своими деньгами наполнят дефицитный Фонд гарантирования вкладов – ляжет бремя списанных под дудку популистов курсовых колебаний для тех, кто в далеком 2008-м году взяли в ипотеку квартиры и до сих пор не удосужились их выплатить.

… рекапитализировать крупные банки вместо выведения их с рынка?

Неудачный опыт "Родовида" и банка "Киев", которые были рекапитализированы по коррупционным схемам в 2008 – 2009 году, еще не означает, что от идеи государственной поддержки финансовых учреждений нужно отказываться полностью. Примером того, как эффективно может работать государство, взяв на себя обязательства частного полумертвого банка, является история "Укргазбанка" - одного из самых успешных сегодня на рынке финучреждений, несмотря даже на глубокий экономический кризис и войну. В течение последних нескольких месяцев НБУ вывел с рынка сразу несколько крупных системных учреждений, которые можно было относительно легко (как с точки зрения затрат, так и с точки зрения влияния на стабильность всего банковского сектора) докапитализировать. Речь идет, конечно же, о "Форуме", "ВиЭйБи банке" и "Надра банке", которым можно было если не помочь долгосрочным рефинансированием, то уж точно на паритетных началах с основными акционерами, оставить на плаву путем вхождения в капитал. Владельцы всех трех учреждений были готовы выводить деньги их других бизнесов, чтобы поддержать свои банки. Однако Валерия Гонтарева предпочла полуколлаптоидное состояние всего сектора, панику среди миллионов вкладчиков и членов их семей, длинные очереди у отделений, создающие отличную картинку для российских телеканалов и их пособников в Украине. Конечно, злые языки утверждают, что причина решения о ликвидации этих банков банальна – желание получить личную выгоду, которое никто из акционеров не захотел удовлетворять. Но поскольку это недоказуемо, вряд ли можно рассматривать эту версию наряду с более вероятным – банальным разгильдяйством и непрофессионализмом.

… пресечь спекулянтов на валютном рынке, а не давать возможность торговать через "ларьки"?

В течение последних нескольких месяцев смотреть на сводки с межбанка было одновременно и страшно и смешно. Несколько сделок в объеме до 50 тыс. долларов США формировали то, что называлось официальным регулятором "индикативный курс рынка" и после этого презентовалось в качестве официального курса валюты на следующий банковский день. Что это – если не спекуляция на дефиците валюты и не желание на ровном месте безосновательно раскачать курс? Россказни Валерии Гонтаревой о том, что она не могла контролировать такие операции и что это дело правоохранительных органов – это истории в пользу бедных. Забрать у банка лицензию на валютные операции так же просто, как у пятилетнего ребенка мороженое в парке. Почему НБУ не пользовался своими полномочиями, которые, как показывает практика, при желании у него очень оперативно срабатывают? Ну, ведь смогли же признать "Златобанк" неплатежеспособным уже на следующий день после того, как он во внеурочное время провел несколько рисковых операций? Так в чем была проблема дать по рукам еще осенью тем, кто выходил на межбанк лишь бы посветить парой-тройкой долларов, не подкрепленных реальными контрактами? Нет же, Национальный банк и лично Валерия Гонтарева поощряли спекулянтов, организовав аукционы для избранных по продаже валюты по заниженном курсу (а вы думаете, куда потом шли доллары, полученные на этих аукционах, если не на межбанк?). Кроме того, она закрыла глаза на паутину полулегальных ларьков по торговле валютой, к части из которых, к слову, может иметь отношение лично секретарь СНБО Александр Турчинов. К чему это привело – мы сейчас можем наблюдать на улицах страны.

… опустить, а не поднимать учетную ставку?

Глава НБУ Валерия Гонтарева отбросила страну на 14 лет назад в экономическом развитии. Именно в 2001 году учетная ставка НБУ в последний раз была на уровне 19%, а сегодня она составляет 19,5%. Последнее поднятие случилось в начале февраля. Даже в кризисном 2008 году ставка не поднималась выше 10,25%. Валерия Гонтарева же с момента своего прихода на пост главы НБУ сумела увеличить стоимость денег в системе уже трижды – сначала с 9,5 до 12%, затем до 14% и вот теперь до 19,5%.

Главное, чего добилась Гонтарева – это полное отсутствие гривни на рынке. Ведь брать кредиты в НБУ под такую ставку никто не хочет, а других источников выброса денег в систему нет. Вместо того чтобы стимулировать рост экономики низкими ставками, Нацбанк садит страну на голодный паек стагфляции, когда вместе с обнищанием населения нас ждет еще и пропасть падения реального сектора, безработица и обесценивание сбережений.

Все "советы", которые мы дали здесь Валерии Гонтаревой, по большому счету, лежат на поверхности и не раз озвучивались ей со стороны банкиров и экспертного сообщества. Однако видимо, инвестбанкиры не научены слышать кого-либо кроме собственного эго и клиентов, которых они обслуживают. На кого работает Валерия Гонтарева, если не на нанявший ее на службу украинский народ – остается только догадываться.