УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Золотая пауза

Золотая пауза

После заявления главы ФРС США о скором сворачивании программы количественного смягчения QE3 цена золота, еще недавно падающая, выросла. Но при этом золотые активы известных мировых фондов, банков значительно снизились за последние несколько месяцев. На рынках становится все меньше физического золота.

Некоторые аналитики заговорили о неприсущей драгметаллу "бэквордации", когда фьючерсы стоят дешевле акции. И о скором взлете стоимости физического золота. В "золотом" вопросе разбирался "Обозреватель".

"Убаюкивания" Бернанке

После недавнего выступления главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Бена Бернанке стоимость золота на мировом рынке поднялись до 1322,5 долларов за унцию. Похоже, речь Бернанке подействовала как успокоительное на инвесторов - все, дескать, будет хорошо. Но надолго ли?

Эксперты говорят о том, что цена золота с начала месяца выросла на 6%. До этого, в первые шесть месяцев текущего года, этот драгоценный металл упал в цене почти на треть. Поэтому, говорить о сильном повышении стоимости золота не приходится.

Что же такое поведал глава ФРС, что золотишко начало "поднимать голову"?

На прошлой неделе Бернанке заявил, что необходимо сохранять мягкую денежно-кредитную политику для поддержания американской экономики. То есть, программа выкупа активов будет сворачиваться, но медленными темпами, чтобы последствия не были такими ощутимыми.

Стимулирование рынков QE3 будет продолжаться, пока оно необходимо, заверил глава американского регулятора. Объем сворачивания стимулирующей программы, известной как "количественное смягчение", может быть уменьшен или увеличен в зависимости от экономических условий, "убаюкивал" инвесторов Бернанке в своем выступлении17 июля.

Напомним, QE3 запустили в сентябре 2012 года. Программа предусматривала выкуп облигаций на 40 млрд. долларов в месяц, и не имела дедлайнов. В декабре объемы выкупа были увеличены в два раза - до 85 млрд. долларов, за счет скупки на баланс ФРС госбумаг США.

Кстати, некоторые аналитики уверены, что рост цен на золото после выступления главы ФРС имел краткосрочный эффект. И больше стоимость драгоценного металла не будет расти.

Тем временем фонды "теряют" золотые запасы. Так, на прошлой неделе крупнейший мировой фонд, инвестирующий в золото, SPDR Gold Trust, продал 4 тонны золота из-за вывода средств клиентами. Активы фонда упали до 935 тонн.

Многие биржевые индексные фонды (ETF), занимающиеся инвестициями в золото, тоже заметно снизили свои активы. По данным агентства Bloomberg, их активы снизились с начала года на 593 тонны - до 1806 тонн, что является минимумом с мая 2010 года.

Кто запасается драгметалом

По данным Центробанка России, составленными в соответствии с классификацией и стандартами МВФ, общий объем международных резервов 68 стран, включая золотые запасы, на 1 января 2013 года составил 11 876,4 млрд. долларов. Эти резервы выросли за 2012 год на 7,1%, причем, на 12,3% этот прирост объясняется увеличением монетарного золота в резервах, на 87,7% - ростом валютной массы.

Совокупные официальные запасы монетарного золота, находящиеся в международных резервах 68 стран, в 2012 году выросли на 397,9 тонны и на 1 января 2013 достигли 26 598 тонн. В стоимостном выражении металлические объемы увеличились за год на 1,1%. Опережающий рост стоимости металла обусловило повышение его доли в составе международных резервов стран до 12,0%, и 11,9% годом ранее. То есть, страны "запасались" золотом в 2012 году в больших объемах, чем в 2011 году.

Основными держателями золота выступают развитые страны - 82,6% мировых запасов золота. Наиболее крупными запасами золота обладают Соединенные Штаты Америки – 8 133,5 тонн (37% авуаров развитых стран). Далее следуют Германия - 3391,3 тонн (15,4%), Италия - 2451,8 тонн (11,2%), Франция - 2435,4 (11,1%). По итогам 2012 года доля золота, которое находится в госрезервах стран Европы, составила 12 125,6 тонн - 38,4 % общего объема золота в международных мирових резервах.

В составе международных резервов развитых стран удельный вес монетарного золота значительно больше, чем у стран с формирующимися рынками. На развивающиеся страны приходится 17,4% совокупных международных золотых резервов.

Доля золота в структуре резервных активов России в 2012 году возросла до 9,5%. Российский золотой запас на 1 января 2013 составил 957,8 тонны. Доля золота в резервных активах Украины на 1 января 2013 года – 35,5 тонн.

По данным Нацбанка Украины, объем золота в международных госрезервах Украины в июне нынешнего года сократился на 12,6% - до 1,432 млрд долларов, в стоимостном выражении.

Эксперты ЦБ РФ заметили, что развитые страны сохранили свои запасы золота в 2012 году почти на неизменном уровне. А вот страны с формирующимися рынками увеличили совокупные официальные золотые запасы. Они приобрели на чистой основе 372,1 тонны золота за прошлый год. Самые активные скупщики золота за 2012 год - Турция (увеличила запасы на 164,2 тонны), Россия (на 74,8 тонны), Бразилия (на 33,6 тонны).

Золото накануне "бычьего" рынка

Еще в мае нынешнего года управляющий гонконгским хедж-фондом Уильям Кей высказался в интервью MixedNews об исчезающих запасах золота и финансовой деградации и конторе Бернанке.

"Федрезерв уже на нуле, и он вбрасывает в систему по триллиону долларов в год при этой ставке, по 85 миллиардов долларов в месяц. Это расширение и без того гигантского баланса Федрезерва, - сказал Кей. - Выхода нет, потому что как только они выйдут из игры, или попытаются, система рухнет под собственным весом".

Единственное, на чем держится весь этот фиктивный мир - это триллион долларов в год, что почти точно совпадает с размером бюджетного дефицита правительства США, считает Кей. Это означает, что все может так и продолжаться, пока не случится коллапс.

В качестве примера он привел крупнейший нидерландский банк ABN AMRO, по объемам активов занимающий 8 место в Европе. Он является одним из самых "медвежьих" банков в отношении золота. "ABN AMRO уже объявил себя банкротом по золоту, прекратив выдачу золота клиентам, - говорил Кей. - Примерно месяц назад они сделали рассылку своим клиентам, которые являются владельцами золота и имеют соответствующие документы банка: "Просьба не обращаться к нам за выкупом золота по вашим документам".

По его словам, у крупнейшего американского банка JP Morgan тоже почти нет золота. Их золотой запас находится на историческом минимуме для современной эпохи. Нью-Йоркская товарная биржа СОМЕХ имеет 200 тонн золота, исторический минимум для современной эпохи.

Другие аналитики говорят, что цены на золото продолжают строить базу, а дефицит физического золота становится все больше.

"Золото накануне нового бычьего рынка", - считают аналитики. То есть грядет время, когда золото подскочит в цене, притом - сильно.

Аналитик рынка золота и серебра и основатель вебсайта Goldmoney Джеймс Терк говорит о повышении процентных ставок, которое вызвала долгоиграющая программа количественного смягчения, передает MixedNews.

"Мы достигли критической точки, то есть, QE больше не может сдерживать рост процентных ставок, - говорит Джеймс. - Рынок сейчас обратился к темной стороне QE, то есть инфляционному эффекту всего этого печатания денег".

"Золото находится в бэквордации - более высокие цены на актив при близком сроке сделки, фьючерс стоит дешевле акции, - говорит эксперт. -Срочный курс золота на срок от трёх месяцев отрицательный. Но золото не должно быть в бэквордации, так как имеются огромные наземные запасы металла, в отличие от ограниченных наземных запасов других товаров. А когда происходит бэквордация на рынке металлов, это указывает на две вещи. Во-первых, люди хотят владеть физическим металлом, а не бумажными обещаниями поставить металл в будущем".

Защищает, но не приумножает собственность

По мнению кандидата экономических наук, управляющего партнера компании "Финансовая студия" Евгения Невмержицкого, сворачивание программы количественного смягчения не может повлиять на цену золота в сторону ее снижения в долгосрочной перспективе, как и любая другая программа одного государства или целой группы государств. Вся мировая история денег является очевидным и ярким тому доказательством.

"Сворачивание политики количественного смягчения для Украины - это большее ограничение возможности получения международных займов, - сказал "Обозревателю" Невмержицкий. - Что касается хранения государственных резервов в золоте - определенно нельзя говорить об инфляции золота, так как в долгосрочной перспективе золото не подвержено инфляции. Золото является лучшим и самым стабильным инструментом сохранения стоимости".

Про его словам, диспропорция между инвестициями в "золотые" ценные бумаги и физическим наличием золота обусловлена, с одной стороны, желанием инвесторов защитить свою собственность покупкой золота. С другой, она обусловлена невозможностью хранить это золото физически, так как это требует дорогостоящей охраны, и желание иметь физическое золото выливается не в сохранение стоимости, а, наоборот, в расходы на его хранение. Поэтому "бумажное или электронное золото" будет существовать всегда, и его диспропорция с физическим золотом будет только расти.

"Вложения в золото и в основные мировые валюты также всегда будут самым надежным способом защитить и сохранить свою собственность, но не приумножить ее, - заметил эксперт. - Эти вложения всегда имеют спекулятивный характер, и если кто-то из инвесторов выигрывает, то кто-то обязательно теряет. Приумножить мировое богатство возможно путем инвестирования только в реальный сектор экономики".

Аналогичную точку зрения высказал начальник отдела стратегического развития рейтингового агентства "IBI-Rating" Игорь Андрусик.

"Что касается обесценивания золота, то, на мой взгляд, такое маловероятно, потому что золото остается самой твердой валютой, а в случае обвала стоимости валют, в которых страны хранят золотовалютные резервы, стоит наоборот ожидать увеличения стоимости золота", - сказал "Обозревателю" Андрусик.

Относительно программы QE3, эксперт считает, если рост денежного предложения превысит рост экономики США, то пойдут инфляционные процессы. Но, как правило, инфляция будет наблюдаться не сразу, а с некоторым временным лагом. Такой вариант возможен в том случае, считает Андрусик, если финансовая система будет накапливать денежную массу, но не будет вливать деньги в экономику страны для стимулирования спроса, или же спрос на заемный ресурс будет очень низким.