УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Возможный дефолт Греции: Аргентина нервно курит в сторонке

20,4 т.
Возможный дефолт Греции: Аргентина нервно курит в сторонке

Можно ответить одним лишь словом, почему Греция в конечном итоге капитулирует перед европейскими требованиями, чтобы остаться на плаву – Аргентина.

Как сообщает издание The New York Тimes, Греция далеко не первая страна, которой светит дефолт из-за долгов ЕС. Аргентина объявляла дефолт из-за внешнего долга не менее семи раз с того момента, как обрела независимость в 1816 году. Но аргентинский долг 2001 года почти в $100 млрд (на то время это была невообразимая цифра) может стать поучительным уроком для Греции.

Артуро Порцесански, специалист по международным финансам в Американском университете и автор многочисленных работ по вопросу дефолта Аргентины, заявил, что Аргентине тогда очень повезло, и такое счастье вряд ли случится с Грецией. Его поддержал Дэниел Грос, директор Центра европейских политических исследований в Брюсселе и автор "Повести о двух дефолтах", где он сравнил эти две страны: "По умолчанию, в Греции будет все гораздо хуже, чем в Аргентине".

Читайте: Международные экономисты назвали шесть уроков Греции для Украины

Как и Греция, Аргентина пережила несколько лет в скитаниях и жесткой экономии до 2001 года. МВФ удержался от помощи, когда Аргентина (подобно Греции) не выполнила свои обещания. Правительство заморозило депозиты, впоследствии чего вспыхнули беспорядки и уличные демонстрации. Были даже смертельные столкновения между полицией и демонстрантами в центре Буэнос-Айреса, а президент Фернандо де ла Руа покинул страну на вертолете в декабре. В последнюю неделю 2001 года Аргентина объявила дефолт из-за $93 млрд долга ЕС, а затем резко девальвировала песо, которое было привязано к доллару. В дополнении к социальной напряженности и волны политической нестабильности, экономика Аргентины погрузилась в депрессию. Десятки тысяч безработных шныряли улицами, собирая картон. Деноминированные в долларах депозиты были преобразованы в песо; это уничтожило более половины его покупательной способности.

Несмотря на эти "неудачи", экономика Аргентины чудным образом стабилизировалась в 2002 году, и страна была в состоянии погасить кредит МВФ в полном объеме уже к 2006 году. Но, видимо, что-то пошло не так: Аргентина снова объявила дефолт в прошлом году.

Но даже Янис Варуфакис, министр финансов Греции, заядлый сторонник требований Европейского союза, сказал, что мнение о том, что Греция может объявить дефолт и этим приравняется к Аргентине, "глубоко неправильное".

Читайте: Что произойдет, если Греция откажется от евро

Возрождение экономики Аргентины в значительной степени обусловлено случайно приуроченным всплеском экспорта сырьевых товаров в Бразилию и Китай. Греция, напротив, в значительной степени, зависит от импорта. Ее первыми тремя жизненно важными продуктами являются сырая нефть, нефтепереработка и фармацевтика. Для Греции это большая проблема значительно увеличить объем продаж продуктов: Европейский союз имеет строгие квоты для предотвращения чрезмерной переработки, в то время как производство хлопка борется с сокращением спроса на текстиль и отсутствием банковского финансирования.

Господин Грос отметил, что Греция не может заниматься экспортом в больших количествах. "Если страна выпадет из ЕС и останется с девальвированной драхмой, она все равно будет получать некую прибыль с туристов", - заявил он. В итоге, цены снижены, а туризм не процветает.

В значительной степени, возможно, если Греция девальвирует свою валюту, как сделала Аргентина, ее экономика улучшится. Но все же профессионалы утверждают, что возвращение к драхме также будет сокрушительным ударом и для частного бизнеса, который, в большей степени, финансируется в евро негреческими банками. В целом, по словам Порцесански, " это был бы королевский беспорядок".

Варуфакис, допуская, что выход из еврозоны станет катастрофой, по-прежнему утверждает, что греческий дефолт будет управляемым и даст Греции больше возможностей вести долгосрочные переговоры для сохранения Греции в Европейском союзе и еврозоне.

Независимо от того, насколько хуже будет ситуация для Греции, чем для Аргентины, "исход будет, в конечном счете, определятся политикой, а не экономикой", - сказал Грос.

Варуфакис все же сообщил: "Я преклоняюсь перед аргентинскими людьми за то, что они свергли режим более чем одного правительства, который так отчаянно пытался принести в жертву гордый народ к ногам МВФ во время жесткой экономии".

Издание подытоживает, что люди в таких странах, как Венесуэла и Куба, терпели неудачи в экономике и низкий уровень жизни в течение многих лет, а русские, кажется, вообще сами лезут вслед за Путиным в ярмо. Как сказал Порцесански, популизм и национализм по-прежнему являются двигателем прогресса.