УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Финансовая изоляция: почему в Крыму закрываются банки?

2,5 т.
Финансовая изоляция: почему в Крыму закрываются банки?

Банки уходят из Крыма. Одни сами, у других отбирает лицензии ЦБ. Чем полуостров привлекает банкиров с сомнительным прошлым и почему крымчане боятся пользоваться финансовыми услугами, выяснила DW.

В середине июля Центробанк России аннулировал лицензию "Аделантбанка", с прошлого года работавшего в Крыму. По данным регулятора, кредитная организация "проводила сомнительные операции по выводу крупных средств за рубеж". В конце июня та же участь постигла "МАСТ-банк", имевший сеть отделений во всех крупных городах Крыма. Официальная причина - "активное участие в схемах по отмыванию денег".

Ранее лицензии были отозваны у банков "Волга-кредит" и "Донинвест", также работавших на полуострове. А в конце июня последнее из четырех отделений в Крыму закрыл крупный краснодарской банк "Кубань Кредит". В этом случае - по собственному желанию. Руководство филиала объяснило закрытие "санкционными рисками". По различным оценкам, в Крыму продолжают работать около 25 банков. До аннексии на полуострове действовали 180 кредитных организаций.

Псевдочастный банк

Финансовая изоляция аннексированного Крыма началась с того, что крупные российские банки наотрез отказались там работать из-за угрозы санкций. Единственное исключение - это банк "Россия" миллиардера Юрия Ковальчука. Он и так сразу оказался под санкциями, поэтому терять уже было нечего.

После разрушения на полуострове украинской финансовой инфраструктуры был нужен системообразующий банк. Таковым стал "Российский национальный коммерческий банк". "РКНБ" ведет более чем успешный бизнес - регулярно открывает новые отделения, быстро увеличивает капитализацию. С ним активно сотрудничает местная власть, банк обслуживает государственные организации.

"Фактически он был назначен крымским "Сбербанком", - объясняет DW заместитель главного редактора ресурса "Банки.ру" Семен Новопрудский. По его словам, "РНКБ" принадлежит малоизвестной компании, однако собственник скорее всего фиктивный и "реально банком управляет группа "ВТБ", которая прячется от дополнительных санкций".

Эту версию подтвердила группа хакеров "Анонимный интернационал". В апреле она опубликовала распечатку переговоров между главой "РНКБ" Русланом Арефьевым и вице-президентом "Банка Москвы" Виталием Никишаевым. Из них становится понятно, что "Банк Москвы" играет важную роль в принятии решений в "РНКБ". Сам же "Банк Москвы" является дочкой группы "ВТБ".

Активный банк с сомнительной репутацией

Вторым банком по размеру капитала на полуострове стал "Генбанк". До прихода в Крым у него было всего два отделения - в Омске и Ростове-на-Дону. Сразу после референдума "Генбанк" ринулся на полуостров и преуспел. Сейчас у него свыше 90 офисов в Крыму. Интересно, что 1 марта, за две недели до аннексии Крыма, банк поднялся по размеру активов с 309-го места на 177-е. "Скорее всего он вместе с "РНКБ" был выбран российскими властями для экстренной замены украинской банковской системы. Почему именно он - тема отдельного журналистского расследования", - считает Семен Новопрудский.

"Генбанк" контролирует банкир Евгений Двоскин, которого ранее обвиняли в мошенничестве сразу в нескольких странах. Он причастен к отмыванию денег на триллион рублей, утверждает правозащитная организация OCCRP, занимающаяся расследованиями в сфере коррупции и организованной преступности. По ее данным, Двоскин остался на свободе только благодаря влиятельным покровителям в российских спецслужбах. Также OCCRP считает, что Двоскин был тесно связан с известным "вором в законе" Вячеславом Иваньковым по прозвищу "Япончик", застреленным в 2009-м году.

В Крым пришли те, кому нечего терять?

В отмывании денег замешаны и другие работающие в Крыму банки: "Верхневолжский", "К2 Банк" и "Темп-банк", уверены в OCCRP. Ранее организация указывала и на "Аделантбанк", у которого, как уже было сказано, ЦБ две недели назад отобрал лицензию.

"Кроме "РНКБ", "Генбанка" и "России" все остальные банки - крайне мелкие по капитализации. А степень надежности большинства мелких российских банков либо невысока, либо труднопроверяема", - добавляет Семен Новопрудский. "В Крым рванули авантюристы, которых не волнует международное порицание и которые надеялись на безвозмездную помощь ЦБ. Однако ее нет и не будет", - заявил DW президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

"Сейчас в банковском секторе Крыма порой происходят удивительные вещи. Так, "Севастопольский морской банк" берет депозиты в долларах под 12,5 процента годовых, что для нормального бизнеса просто невозможно", - подчеркнул в интервью DW начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий. При этом, добавил он, объем вкладов не растет, "то есть это заведомо какие-то сомнительные манипуляции, и полиции стоит обратить на это внимание".

Страдают простые люди

В итоге желающих работать в Крыму все меньше. "Новые кредитные организации на полуостров не приходят. Во-первых, они не готовы конкурировать с квазигосударственными "РНКБ" и "Генбанком". Во-вторых, они видят, что поблажек за работу на полуострове не будет", - продолжает Осадчий. Ранее президент "Сбербанка" Герман Греф заявил, что работать в Крыму непозволительно с точки зрения санкций. "Получается, что крупнейшие российские банки и компании ("Газпром" и "Роснефть", например) де-факто не признали Крым российским и не идут туда", - констатирует замглавного редактора "Банки.ру" Семен Новопрудский.

Он считает, что из-за низкой конкуренции крымчане в итоге получают слишком дорогие и ограниченные услуги: "Так, например, проценты по депозитам ниже, чем в других российских регионах. Простая оплата картой в магазинах толком не работает. Туристы берут с собой огромное количество наличных". Ряд экспертов также предупреждает, что нести деньги в некоторые крымские банки просто опасно для сбережений.

Деньги хранятся "под подушкой"

Крымские жители рассказывают, что цивилизованного банковского сервиса на полуострове фактически нет. "Мы можем только получить зарплату на карточку и пойти снять ее в банкомате. Делать покупки в интернете нельзя. Отправлять и получать денежные переводы заграницу, а иногда и в Россию, тоже не можем. Кредитование мало развито", - сообщил DW известный крымский журналист Александр Денисенко. Он полагает, что из-за неопределенности люди боятся нести деньги в банки и держат их под подушкой, потому что так спокойнее.

"Эти проблемы касаются практически всех крымчан, ведь финансы затрагивают всех без исключения", - уверен президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он считает, что в сложившейся ситуации Крым и дальше останется в "серой финансовой зоне", а небольшие банки продолжат закрываться.