УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рынок нефти: Кремль делает ставку на международный картельный сговор

840
Рынок нефти: Кремль делает ставку на международный картельный сговор

На мировом рынке почти два месяца росли цены на нефть. Впрочем, слово "росли" в данном случае звучит несколько обманчиво. Речь идет всего лишь о том, что котировки поднялись с крайне низкого уровня до очень низкого. В середине января баррель сорта Brent стоил меньше 30 долларов, а в последние дни за него давали примерно 40 долларов.

Еще каких-нибудь полтора года назад при ценах в 115 долларов сегодняшний уровень представлялся настолько невообразимо низким, что его никто всерьез даже не обсуждал, пишет экономический обозреватель DW Андрей Гурков.

Читайте: Без иллюзий: в Morgan Stanley объяснили, почему нефть не подорожает

Никто не знает, что будет с ценами

Продолжится ли нынешний рост? Или, может быть, цены стабилизируются на достигнутом уровне? А что, если весь этот подъем был всего лишь отскоком после многомесячного обвала, за которым последует очередное, еще более глубокое падение? Ведь ровно год назад мы именно такой сценарий и наблюдали.

Вспомним: цены неуклонно падали с июня 2014 года до середины января 2015 года, потом в районе 50 долларов произошел отскок, поднявший котировки к маю почти до 70 долларов, после чего началась новая мощная волна распродажи. Которая, как мы уже отмечали, завершилась два месяца назад уже ниже отметки в 30 долларов. Разве подобная траектория не может повториться и нынешней весной, только на более низких уровнях? Этого не знает никто.

Короче говоря, в данный момент необходимо честно признать: любые прогнозы относительно роста цен на нефть и, соответственно, роста ВВП России, который по-прежнему фатально зависит от одного-единственного экспортного товара, являются всего лишь гаданием на кофейной или, если хотите, нефтяной гуще. Во-первых, потому, что на котировки влияет сейчас слишком большое количество самых разных экономических, политических, биржевых и даже климатических факторов. А во-вторых, потому, что мы живем в очень быстро меняющемся мире, в котором особенно высокими темпами меняется как раз энергетика.

Читайте: Спекулянты делают ставки на подорожание российской нефти Urals

Попытка создать новый картель

Таким образом, в ситуации, когда мировой рынок нефти еще явно не обрел нового уровня равновесия (хотя бы относительного), экономическое развитие России остается непредсказуемым и зависит от внешнего фактора, практически не подвластного руководству страны.

Хотя Москва, естественно, пытается на этот фактор все же повлиять. При этом она делает ставку на международный картельный сговор. Именно таковым является достигнутая между Россией, Саудовской Аравией, Катаром и Венесуэлой договоренность заморозить объемы добычи нефти на уровне января 2016 года. Правда, инициаторы этого нового картеля, призванного объединить членов и нечленов сильно ослабевшего старого картеля ОПЕК, не хотят стартовать без поддержки других крупных стран-экспортеров.

Читайте: Мегапроект Кремля могут отложить из-за Украины и цен на нефть — Fitch

Иран просит оставить его в покое

Именно в этом сейчас и загвоздка. Ключевое значение имело бы согласие нынешнего союзника России и извечного противника Саудовской Аравии Ирана. Но он после снятия международных санкций думает пока не о замораживании уровня добычи и уже тем более не об ее сокращении, а об увеличении поставок на рынок - с нынешних почти 3 до 4 миллионов баррелей в день, т.е. примерно на треть. Информационные агентства цитируют иранского министра нефти Бижана Зангане, призвавшего партнеров "оставить в покое" его страну до тех пор, пока производство не выйдет на намеченные объемы.

Свое заявление политик сделал накануне состоявшегося 14 марта визита в Тегеран российского министра энергетики Александра Новака, и прозвучали эти весьма недипломатичные слова в ответ на вопрос журналиста о том, не удастся ли гостю из Москвы все-таки убедить своего иранского коллегу согласиться на замораживание.

Таким образом, Иран, воюющий на стороне России в Сирии за сохранение у власти президента Асада, на нефтяном фронте наступление Москвы недвусмысленно торпедирует. Смогут ли инициаторы нового картеля создать в таких условиях достаточно широкую коалицию, покажут ближайшие недели.

Первоначально речь шла о том, что решающая встреча стран-экспортеров может состояться в следующие выходные, однако Александр Новак сообщил 14 марта в Тегеране, что она переносится на апрель. Произошедшее в тот же день снижение нефтяных котировок может быть свидетельством того, что начали улетучиваться возникшие было на рынке спекулятивные ожидания хоть какого-то ограничения переизбытка нефти.

В любом случае нынешняя история с картельным сговором показывает: мало того, что состояние российской экономики зависит от мало подвластного Москве фактора, так еще и концепция преодоления нынешних проблем целиком и полностью завязана на внешних силах. У Кремля нет ни плана структурных реформ внутри страны, ни программы стимулирования отечественного бизнеса, ни даже намерения широкомасштабного привлечения инвесторов, в том числе и иностранных.

Есть пока только намерение сговориться с нефтяными конкурентами на Ближнем и Среднем Востоке и надежда на рост котировок. Для оздоровления экономики такой большой страны, как Россия, этого явно маловато.