УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинский бизнес в Крыму: начало "великого исхода"

Украинский бизнес в Крыму: начало 'великого исхода'

Пока Аксенов и Ко бодро вещают о благоденствии, которое вот-вот свалится на крымчан – реальность подсовывает им все новые трудности. На полуострове наметились проблемы с бензином, банковской сферой, поставками продуктов и товаров первой необходимости. А с принятием Верховной Радой закона, признающего Крым временно оккупированной территорией, вести бизнес украинским и международным компаниям на полуострове станет проблематично. Хотя проблемы у бизнеса в Крыму появились еще до принятия этого закона. Почему с полуострова убегает украинский бизнес и как это отразится на крымчанах, разбирался "Обозреватель".

ДЕНЬГИ – ПОД МАТРАЦ?

Больше других прочувствовали на себе прелести новой русской реальности Крыма украинские банки. Новые "власти" выставили им ультиматум: до 17 апреля определиться с тем, хотят ли они и дальше работать в Крыму, но уже по российским законам. К такому повороту событий по состоянию на 15 апреля оказались не готовы Имэксбанк, Укрэксимбанк, банки "Пивденный", "Райффайзен Аваль", "Киевская Русь", "Крещатик" "Платинум", "Финансы и кредит", Терра-банк, ПУМБ, Альфа-банк, Укргазбанк и Банк Кипра. Самый распространенный на полуострове "ПриватБанк" официально об уходе из Крыма пока не заявил, но деятельность свою приостановил, а сотрудников начал переводить на материк.

"По нашей информации, отказаться от ведения бизнеса в Крыму вынуждены большинство банков Украины. Из-за правовой неопределенности банки просто не смогут вести переговоры и принимать взвешенные решения. Простой пример: в перечне документов, которые требует от банка, работающего в Крыму, Центральный банк России, есть такие, которые содержат конфиденциальную информацию о клиентах. Мы же считаем, что информация о клиентах – это абсолютно закрытые данные, которые могут предоставляться исключительно согласно законодательству Украины", - объяснил нам Сергей Мамедов, председатель правления "Укргазбанка".

Около 80 украинских банков, работающих в Крыму, имеют более 1 тыс. отделений на полуострове. Альтернатива пока – только 2 российских и 2 крымских банка, у которых вместе едва наберется 40 отделений. Правда, по словам банкиров, россияне настойчиво интересуются приобретением активов и имущества украинских банков. "Я знаю, что многие банки уже закончили переговоры. Одни сдают свои отделения в аренду, другие подписывают договора с правом дальнейшего выкупа, третьи – продают свое имущество", - отметил Мамедов.

Закрытие украинских банков в Крыму больно ударит, прежде всего, по тем крымчанам, которые занимались бизнесом. Украинские банкиры обещают придерживаться взятых на себя обязательств перед клиентами и продолжать их обслуживать – правда, уже в материковых отделениях. В то же время, они предостерегают тех крымских должников, которые думают, что смогут не возвращать взятые ранее кредиты. По словам Мамедова, рассчитаться с банками их все равно заставят. Банкиры готовы обращаться в международные суды, пускать с молотка залоговое имущество, а также продавать задолженности коллекторам.

Рассказам о том, что в считанные недели украинские банки заменят российскими, потребителям Крыма верить не стоит. По мнению экономического эксперта Александра Жолудя, восстановление с такой легкостью разрушенной банковской системы Крыма будет процессом болезненным и длительным. И до конца года оно точно не завершится.

РИТЕЙЛ УХОДИТ ИЗ КРЫМА

Массовый исход из Крыма начали и представители ритейла. Согласно данным Украинской ритейл-ассоциации, только за прошлую неделю рынок полуострова покинули 50 брендов. Среди них – крупнейший в мире продавец одежды – испанская группа Inditex. Они планировали открыть в Крыму 10 магазинов, но так и не сделали этого. Поэтому крымским модницам придется забыть о таких брендах, как Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti и Oysho.

Фото: rau.com.ua

Свои рестораны с 4 апреля закрыла также сеть McDonald's. А чуть позже приостановили работу в Крыму и сети обувных магазинов Интертоп и Plato (группа компаний MTI), а также ресторанная сеть "СушиЯ". Крупные игроки ритейл-рынка решили взять тайм-аут в ожидании принятия народными депутатами закона об оккупированной территории. Ведь на таких территориях бизнес либо вообще невозможен, либо возможности для его ведения сильно ограничены. "Арендаторы не хотят рисковать: если закон будет принят с негативной экономической частью, есть риск блокирования товара, неполучения выручки, сложностей с инкассированием и забором товара, риск введения жестких штрафных санкций и даже уголовной ответственности", - пояснил Александр Фиалка, управляющий партнер Украинской ритейл-ассоциации.

Читайте:

ВР признала Крым временно оккупированной территорией

И уж точно ритейлеров ждут трудности с доставкой товаров в свои магазины на полуострове. "С логистикой проблемы: нельзя завозить ничего, а все, что завезено через Россию, считается контрабандой", - сообщили нам в Украинской ритейл-ассоциации, добавив, что продолжить работу на полуострове, скорее всего, смогут только компании, имеющие связи с Россией.

БЕНЗИНОВЫЙ КОЛЛАПС

Еще в более плачевном положении оказались украинские АЗС в Крыму. Их владельцы до сих пор не знают, дадут ли им возможность продолжать работать или хотя бы продать свое имущество на полуострове, суммарная стоимость которого исчисляется десятками миллионов долларов.

Уже сейчас украинские компании – такие как Shell, WOG – имеют серьезные проблемы с доставкой топлива на полуостров. А грядущий переход в российское правовое поле сделает положение украинских операторов рынка вообще невыносимым. Ведь им придется менять все: от особенностей работы в новой законодательной реальности до замены оборудования в связи с переходом на рубли, изменения налоговой отчетности и даже решением дилеммы, как быть с ввезенным в Украину импортным бензином, который потом, по факту, реэкспортируется в другое государство.

Фото: kraevedenie.net

Проблемы АЗС ощутят и их клиенты. Президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук сомневается в том, что самоназначенный премьер Крыма Сергей Аксенов понимает, о чем говорит, обещая уже в мае крымчанам дешевый российский бензин.

"Одно дело - языком ляпать, другое - дело делать. Не думаю, что там все так хорошо будет. Я, например, не понимаю, каким образом они будут туда поставлять нефтепродукты: танкерным флотом через российскую нефтебазу или по какому-то нефтепродуктопроводу … Я не вижу, если честно, сегодня возможностей для быстрого налаживания этой логистики. Интересно также, можно ли по правилам судоходства на пароме перевозить бензовозы полные из России или нет. Потому что из Украины туда никто возить ничего не будет", - говорит Косянчук.

В БЛОКАДЕ

Украинские сети продуктовых супермаркетов, имеющие магазины в Крыму, пока не определились, будут ли они продолжать работу на полуострове. Хотя этот вопрос, скорее всего, будет решаться в зависимости от возможностей поставлять продукцию в Крым.

Зам Аксенова Рустам Темиргалиев уверяет: голод крымчанам не грозит. И браво рапортует о том, что у Крыма есть "дублирование всех продуктовых цепочек". Правда, во всех интервью он упоминает лишь паромную переправу Керчь – Кубань. Однако экономические эксперты допускают, что возможности этой переправы несколько преувеличены.

"Паромная переправа не может обеспечить продуктами весь Крым. Соответственно, если будет установлена таможня на границе и ограничено движение в оба направления, то может быть, что физически не смогут пропускать достаточное для того, чтобы наполнить полки магазинов, количество автомобильного или железнодорожного подвижного состава", - считает Жолудь.

Фото: taxi-gold.com.ua

Несладко придется и крымскому бизнесу, а также промышленности. Некоторые производители, имеющие заводы и в Крыму, и на материковой Украине, уже начали "переселение" на материк. В частности, такое решение приняла "Крымская водочная компания".

Пострадают от разрывов экономических связей с Украиной и, к примеру, предприятия, производящие составляющие для военной техники. По мнению Жолудя, от потери возможностей пользоваться, к примеру, прицелами для танков, изготовленными в Крыму, Украина не сильно пострадает, ведь имеет возможности для организации такого производства. А вот крымскому заводу придется попотеть, чтобы конкурировать с аналогичными производителями, которые уже работают в России.

Мелкий и средний бизнес, который работал с Украиной, также ощутит последствия разрыва налаженных связей – начиная от потери каналов поставок и заканчивая украинским рынком. "Я считаю, что последствия будут достаточно серьезными и повлекут за собой значительное ухудшение уровня жизни в Крыму в краткосрочной перспективе. Восстановление будет зависеть от того, сколько ресурсов на самом деле будет направлено Россией в Крым. Ведь в России по некоторым показателям в этом году ожидается рецессия и сокращение экономики. У них проблем хватает и без Крыма и необходимости вливать в полуостров значительные средства", - говорит Жолудь.

По мнению эксперта, налаживание жизни в Крыму – вопрос нескольких лет, а не месяцев, как пытается уверить крымчан новая "власть". К примеру, в странах СССР из-за разрыва экономических связей экономика продолжала рушиться в течение 5-7 лет. Но эти страны не были изолированы от мира, как это уже происходит с никем непризнанным "государством Крым".