УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Растрата ценою Украины: кто "спасал" банки так, что расхлебывать и расхлебывать

26,4 т.
НБУ

На прошлой неделе финансовое сообщество Украины потрясла очередная совершенно странная цифра – оказалось, что по официальным данным на 1 июня 2016 года банки-банкроты задолжали по кредитам рефинансирования 53,38 млрд гривен. "Зрада", – привычно подумали многие. Да, настоящая.

"Обозреватель" просто открыл статистику и сложил миллиарды плюс миллиарды: кому НБУ выдала огромные суммы рефинанса и что можно было бы исправить в стране за деньги, которые утекли в никуда.

Эта история началась сразу после победы Революции Достоинства – когда все знали, что будет тяжело, но масштабы оценить было сложно. Прежде всего, из-за того, что доступ к информации о реальном состоянии дел в украинской экономике на тот момент был далеко не у всех. Прошло уже более двух лет, а до сих пор аудиты госпредприятий, банковского сектора, монополий, коммунального хозяйства и так далее проведены не везде, но каждый отчет шокирует по-настоящему.

Но от лирики перейдем к практике.

Читайте: Гонтарева озвучила гигантскую сумму потерь украинцев от банкопада

Что такое кредиты рефинансирования и почему их "едят"

Национальный банк Украины поясняет, что рефинансирование – это операции по предоставлению банкам кредитов в установленном НБУ порядке. Основной целью этого инструмента является регулирование ликвидности банков для выполнения Нацбанком функции кредитора последней инстанции. Регулятор использует такие кредиты: постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов овернайт; кредиты рефинансирования сроком до 90 дней. Если нужно, НБУ может через тендер дать рефинанс и до 365 дней.

Рефинансирование банков осуществляется по процентной ставке, не ниже, чем учетная ставка (сейчас – 16,5%), причем в течение действия кредитного договора она не подлежит корректировке.

На графике видно, какие ставки рефинансирования применяют основные экономики мира.

Интересно, что в с 13 августа 2013 года по 15 апреля 2014 года учетная ставка НБУ составляла 6,5%, а курс доллара с 8 гривен поднялся до 12 гривен. С середины апреля на следующие три месяца ставка была зафиксирована на уровне 9,5%, а вот гривня осталась при своем. Самая высокая ставка была поднята в марте 2015 года – до 30% при курсе 23,7 грн/доллар. Сейчас НБУ снизил инструмент до 16,5% при 25 грн/доллар.

То есть банкам было очень выгодно брать кредиты на собственные нужды в 2014 году на миллиарды гривен (ниже инфографика), когда еще не было "зверских" требований Нацбанка по отчетности, не было стресс-тестов и постановлений об обязательном раскрытии окончательных бенефициаров – т.е. настоящих хозяев финучреждений. Собственники же части банков такой беспрецедентной распродажей и воспользовались – "под шумок" были выведены десятки миллиардов гривен, после чего банки просто объявляли себя банкротами.

Читайте: Слабое звено: НБУ подсчитал банки, которые не успели увеличить капитал в срок

Спасение рядового "Система"

В любой стране первое, что спасают – банковскую систему. Это подтверждает, например, классическое заявление Банка Англии накануне референдума о выходе Великобритании из Евросоюза: центробанк пообещал влить в систему около $345 млрд, если того потребуют последствия Brexit. У Украины таких денег, понятно, не было. По словам тогдашнего главы Национального банка Степана Кубива, на едином казначейском счете оставалось 108 тыс. гривен, а отток депозитов фиксировался на уровне 150 млрд гривен.

В недавнем интервью Strana.ua нынешний глава МЭРТ так ответил на вопрос о том, насколько правильной была политика масштабного рефинансирования, и что господин Кубив может сказать на обвинения в том, что получал процент от крупных сумм рефинанса: "За рефинансированием в то время не обращался только ленивый. Мы принимали решение коллективно – всем правлением. … Поступил ли я правильно? Я сделал все максимально правильно, исходя из ситуации на тот момент. В тех условиях мы были лишены возможности провести системную глубокую аналитику, а действовать надо было быстро. Поэтому мы принимали коллективное решение правления НБУ. Тогда речь шла о спасении банковской системы страны. Совершал ли я ошибки? Да, совершал. Главная ошибка была в том, что я не добил все конвертационные фирмы".

Известный экономист Эрик Найман отмечает, что начав в 2014 году масштабную банковскую чистку, чиновники НБУ заявили, что многомиллиардные потери банковских вкладчиков стали "следствием неверного их выбора банков".

"То есть граждане сделали неверный выбор и должны за это понести личную ответственность. Однако при этом умалчивается тот простой факт, что у людей нет и не может быть всей полноты информации о ситуации в банковской системе и в каждом конкретном банке. То есть даже самый образованный и опытный вкладчик всегда остается в частичном неведении о ситуации в банке", – возмущен эксперт.

По его словам, только НБУ наделен специальными и особыми полномочиями видеть ситуации в банке и реагировать на ее ухудшение. "Однако это не делал и до сих пор не делает", – утверждает Эрик Найман.

Читайте: Честная "зрада": Нефьодов рассказал, по ком ударит банковское ProZorro. Инфографика

Сливки общества

Фонд гарантирования вкладов физических лиц оценивает объем претензий к собственникам и руководству банков, которые фонд выводил с рынка (31 финучреждение. – Ред.), в 50,3 млрд гривен. Эта новость вышла на "Обозревателе" 5 декабря 2014 года. То есть сумма при всех возвратах и новых выдачах за полтора года выросла всего (ну при 50 млрд это, действительно, всего – без кавычек) на 3 миллиарда. Фонд направил в правоохранительные органы 316 заявлений в отношении собственников и руководителей выводимых с рынка банков и по 152 из них были заведены уголовные дела. Правда, что-то ни одно не на слуху…

А вот банки-счастливчики – еще как на слуху. Все за январь-июня 2014 года, пока у руля НБУ был Степан Кубив, а правительство возглавлял Арсений Яценюк, регулятор выдал 82,59 млрд гривен.

Почти треть, как видно, была выдана банкам, которые обанкротились. К концу 2015 года эта сумма выросла до 53,3 млрд гривен. На что могли пойти эти деньги?

Шанс на моральное (а возможно, и финансовое) удовлетворение возник в начале лета. Национальное антикоррупционное бюро подозревает должностных лиц НБУ в незаконном выделении в течение 2014-2015 годов рефинансирования семи банкам, что привело к растрате 12 млрд гривен. Речь идет о банках "КБ Пивденкомбанк", "Банк "Киевская Русь", CityCommerceBank, "Автокразбанк" ("АКБ Банк"), "Терра Банк", "Дельта Банк" и "Банк Таврика". Это только малая толика, хочется верить, что деньги налогоплательщиков не зря идут на зарплаты антикоррупционных органов, как это произошло в истории с выдачей кредитов рефинансирования. И все-таки будут найдены и деньги, и те, кто их разбазарил в самое отчаянное для страны время.