УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Прощай, глобализация: мир стремится к возврату границ из-за кризиса единого рынка

11,6 т.
Прощай, глобализация: мир стремится к возврату границ из-за кризиса единого рынка

На Западе все больше сторонников находит идея отказа от глобализации. Об этом пишет итальянское издание repubblica.

"Глобальная конкуренция создала у рабочих ощущение, что мы отказались от них. Ощущение создания еще большего неравенства, когда привилегированная часть общества накопила необыкновенное богатство и власть. Среди людей распространяется реальная тоска. А когда люди напуганы, всегда найдутся политики, которые будут эксплуатировать их разочарования", - эти слова через несколько часов после британского референдума произнес президент США Барак

Начиная от заявлений по поводу Brexit Дональда Трампа, все большей популярностью пользуются политики, обещающие вернуться к предварительной глобализации – в так называемый век Gold. Это означает широкий отказ от открытых границ, общих рынков, свободных торговых договоров, а также иммиграции.

Читайте: Последствия Brexit: в Великобритании мясной магазин решил вернуться к фунтам и унциям

В основе движения к глобализации как явления, определяющего мировой экономический порядок последней четверти прошлого века лежат два договора.

Первый из них – закон, создавший в 1992году крупнейший единый европейский рынок. Второй – Североамериканское соглашение о свободной торговле, заключенное в 1992 году и ратифицированное его участниками - США, Канадой и Мексикой – спустя два года.

Частично эти два договора позже распространятся на Китай и некоторые развивающиеся страны.

Но в этих двух документах изначально были заложены предпосылки для взрыва, который наблюдается сегодня.

Читайте: Отставить панику: Климкин рассказал, как Brexit отразится на "безвизе" для Украины

Чуть ли не с момента подписания этих двух "столпов" единого рынка раздаются критические замечания в адрес глобализации. Много говорил об нем социалист Жак Делор, экс-президент Европейской комиссии. Он настаивал на том, чтобы единый рынок сопровождался "социальной хартией прав" - для предотвращения конкуренции между странами разных уровней.

Единый рынок – понятие куда шире, чем зона свободной торговли. Удаление скрытых барьеров на пути экспорта товаров и услуг, устранение препятствий на пути движения всех факторов производства. Единый рынок дает свободу движения капитала и эмиграции рабочей силы, координацию фискальной политики, промышленности, сельского хозяйства. Создание стандартных, общих для всех правил практически во всех секторах. Это открывает рынок общественных работ, запрещает государственную помощь. Среди преимуществ единого рынка назывались два миллиона рабочих мест.

В рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле с 1 января 1994 года стартовал эксперимент, охвативший всю Северную Америку, где сегодня проживает 480 млн человек. В свое время экс-президент США Билл Клинтон заявлял, что подписание соглашения означает, прежде всего "новые рабочие места для американцев, с хорошей оплатой труда".

Читайте: Последствия Brexit: референдум обвалил мировые биржи до новых минимумов

Впрочем, соглашение сразу встретило сопротивление, в частности, со стороны профсоюзов. Ярким критиком новой реальности и подписанного договора был кандидат в президенты США, балотировавшийся в 1992 году – промышленник Росс Перо. В частности, критикуя своего оппонента Джорджа Буша-старшего, который в качестве президента вел переговоры по поводу соглашения о свободной торговле, Перо заявлял следующее: "Этот договор представляет собой гигантский пылесос, который будет высасывать фабрики и рабочие места из США в Мексику". Также промышленник указывал на то, насколько велик разрыв между почасовой оплатой труда мексиканского и американского работников – в Мексике рабочие за аналогичную работу получали в десять раз меньше, чем в США.