УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Всеобщее декларирование: игра с нулевой суммой

13,2 т.
Гривна

Отечественная система налогообложения построена таким образом, что вся ответственность за уплату прямых налогов возложена на работодателей, а непрямые налоги (НДС и акцизы) зафиксированы уже в конечной цене для потребителя. Это порождает череду проблем во взаимоотношениях граждан и государства.

Население, не зная, сколько денег оно уплачивает в государственный бюджет, менее требовательно к власти, которая этими деньгами распоряжается, и падко на обещания популистов, обещающих одновременно высокие зарплаты и низкие налоги. Повышение фискальной культуры в обществе могло бы решить массу накопившихся проблем, повысить ответственность налогоплательщиков, общественный контроль за госфинансами, понимание бюджетных процессов, стать прививкой от популизма, пишет ZN.UA.

Разговоры о массовом налоговом декларировании в Украине идут не первый год. Теоретически эта мера действительно могла бы повысить уровень сознательности украинцев как налогоплательщиков. Практически же ее введение столкнется сразу с несколькими проблемами, решения которых пока нет.

13 июня был днем экономической свободы в Украине — датой, к которой средний украинец зарабатывает достаточно денег, чтобы выплатить государству свою часть налоговой нагрузки. По сути, все время до 13 июня украинцы работали на государство и лишь после — начали работать на себя. Проведенное к этой дате исследование IFAK демонстрирует удручающе низкий уровень налоговой грамотности населения — только 10% опрошенных украинцев знают, сколько они платят налогов.

Совокупная налоговая нагрузка на зарплату украинца составляет 41,5%: НДФЛ — 18%, военный сбор — 1,5, ЕСВ — 22% (после того, как в 2013-м администрирование, контроль начисления и уплаты ЕСВ были переданы налоговой службе, государство перестало соблюдать основные принципы социального страхования, сбор по факту стал налогом). Половина опрошенных уверены, что платят государству менее 30% от заработанных средств. При этом порядка 70% респондентов считают несправедливым размер действующих налогов, по оценкам большинства, налоговая нагрузка в Украине должна быть в пределах 6–10%. Почти четверть (24%) опрошенных в возрасте 50–65 лет, т.е. пенсионного и предпенсионного возраста, вообще выступают за отмену налогообложения.

В целом результаты опроса говорят о том, что украинцы в массе своей не понимают, сколько они платят в бюджет, как он формируется, за счет каких средств финансируется Пенсионный фонд, на что идут налоги.

"В Украине существует порядка 180 видов социальных выплат, примерно 40% населения получают средства из госбюджета, но о происхождении этих средств они даже не догадываются. Повышение фискальной грамотности не только повысит ответственность украинцев как налогоплательщиков, но и позволит рассчитывать на поддержку общества в решении болезненных вопросов с расходованием средств бюджета, — считает глава Украинского общества экономических свобод Марьян Заблоцкий. — Ведь так не может быть, чтобы одна половина украинцев содержала вторую половину по 180 разным причинам и не подозревала об этом".

Опрос, кроме прочего, развеял миф о прогрессивности молодого поколения, продемонстрировав, что надежд на то, что мы постепенно перейдем к высокой фискальной культуре, немного. Среди людей старшего возраста намного больше тех, кто выступает за минимальное участие государства в экономике. А вот молодые украинцы в возрасте 18–30 лет не просто "плавают" в вопросах налогообложения и не хотят платить налоги, они же выступают за активное участие государства в экономике.

"Если оценивать исследование в целом, то его можно охарактеризовать одной крылатой фразой — "не читал, но осуждаю". Треть украинцев вообще затруднились назвать налоговую нагрузку, однако большинство считают ее несправедливой, — рассказал генеральный директор украинского офиса IFAK Institut Сергей Говоруха. — Что любопытно, IFAK работает в Украине с 2007 г., за это время мы провели множество исследований на самые разные темы. Как правило, мы видим различия в отношении наших граждан к большинству вопросов: по месту проживания, полу, достатку и т.д. Однако в вопросах налогообложения украинцы демонстрируют практически полное единодушие".

О том, что повышать грамотность населения нужно, говорят давно. Два года назад на уровне ГФС всерьез обсуждалась идея массового декларирования доходов, которое заставило бы всех и каждого трезво оценить свой вклад в государство. План был простой: начать с нулевого декларирования и постепенно перейти к декларированию массовому. Но от идеи тогда отказались, нулевое декларирование провалилось в парламенте, а декларирование массовое даже до парламента не дошло. Эксперты в то время справедливо отмечали, что общество не готово, что часть населения без сторонней помощи заполнить декларации не сможет, да и проверять такое количество бумажек в ГФС некому. Добровольное декларирование успешным проектом тоже не назовешь. Да, по отчетам фискальной службы, количество тех, кто подал декларации в 2016-м, выросло, но всего на 40 тыс. — до 554 тыс. граждан. Для страны с 24 млн трудоспособного населения это смешные цифры.

В идеале декларирование должно было бы проходить онлайн, что одновременно повысило бы и удобство для плательщиков, и контроль для фискальных органов. Тестовой площадкой должны были бы стать чиновники — эта категория украинцев подает декларации ежегодно, успешный перенос их в онлайн и отработка механизмов контроля позволили бы в будущем на этой же базе создать площадку для всеобщего декларирования.

Система электронной подачи деклараций госслужащих торжественно начинает работу 15 августа с.г. под чутким руководством Национального агентства по вопросам противодействия коррупции. Однако есть повод сомневаться в том, что эта система станет трамплином для массового декларирования, да и технологическим прорывом ее не назовешь.

"Декларации госслужащих по-хорошему должны были бы подаваться через Электронный кабинет плательщика налогов, который, в свою очередь, уже сейчас должен "видеть" данные их зарплатных доходов, имущественных движимых и недвижимых реестров, банковских вкладов и декларации прошлых лет. Массово-разъяснительную и операционно-техническую помощь госслужащим могли бы на первых порах оказать их отделы кадров. Субъект декларирования просто читал бы с монитора автоматически сформированный документ, при необходимости его корректировал, подписывал своей электронной цифровой подписью и отправлял в ГФС. А сайт НАПК стал бы зеркалом данных серверов фискальной службы. Все вышеперечисленное было бы первым качественным шагом ко всеобщему одноразовому декларированию, которое предлагается запустить с начала октября 2016-го", — рассказала налоговый консультант Юлия Касперович.

Но созданная система е-декларирования для чиновников — это просто оцифрованная версия деклараций госслужащих, которые те подают ежегодно с 1994 г. Новшеств в этой системе практически нет, и ее создание оправдывается лишь тем, что мы номинально приблизились к европейским стандартам декларирования, не более. Однако многими этот шаг воспринимается как реальный трамплин к массовому декларированию доходов.

В распоряжении СМИ есть законопроект парламентского налогового комитета "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно одноразового декларирования активов физических лиц". В случае принятия он позволит украинцам в период с 1 октября по 31 декабря 2016 г. задекларировать средства в наличной и безналичной форме, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, объекты незавершенного строительства, корпоративные права и прочие блага. При этом субъект декларирования не обязан указывать источники происхождения этих ценностей и стоимость задекларированных активов. А сама декларация освобождает его от криминальной и административной ответственности за ряд финансовых нарушений при условии, что физлицо оплатит НДФЛ с дохода или его части, который и был источником приобретения этих активов. Причем доход субъект декларирования определяет самостоятельно. По сути это законопроект о легализации доходов сомнительного происхождения, давно ожидаемый некоторыми украинцами, но отнюдь не большинством. Для тех, кто одноразовую декларацию не подаст, задекларированными считаются уже зарегистрированные физлицом активы и денежные средства в размере 1 млн грн.

Далее фискальный орган сопоставляет текущие доходы с задекларированными ранее и в случае превышения (свыше десяти МЗП) проводит проверку, по результатам которой доначисляет обязательства по НДФЛ и налагает штраф. Затратами физлица считается оплата работ или приобретение активов, стоимость которых превышает граничную сумму наличных расчетов, установленную НБУ, то есть 150 тыс. грн. Естественно, большинства украинцев эта норма не коснется.

Есть и альтернативный подход — законопроект №4713 о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода авторства Николая Фролова от БПП. Он также предполагает освобождение от ответственности при условии раскрытия сумм полученных по состоянию на 1 января 2016-го доходов, но превышающих 200 тыс. грн, уплату по сниженным ставкам НДФЛ, а также легализацию неподтвержденных доходов, правда, если они не были получены преступным путем. Учитывая, что методология и порядок вычисления неподтвержденного дохода, т.е. превышения расходов над доходами, являются нечеткими, неясно, как ГФС будет определять такой "неподтвержденный доход". В то же время контролирующий орган может единолично определять налоговое обязательство (со ставкой 30%) для налогоплательщика. Учитывая методы работы фискальной службы, риск использования этой нормы выборочно и с целью получения взяток зашкаливает. И если раньше фискалы были головной болью предпринимателей, то впоследствии они могут стать проблемой каждого украинца.

В итоге система электронного декларирования для чиновников не станет трамплином для перехода к массовому декларированию из-за технического несовершенства. А само массовое декларирование, во-первых, не будет массовым, соответственно, никак не повлияет на уровень фискальной грамотности граждан, а во-вторых, рискует захлебнуться в отчетах и проверках фискальной службы, создавая дополнительные коррупционные риски для субъектов декларирования. В выигрыше от подобных реформ лишь те немногие украинцы, кто давно ожидает финансовой амнистии и сможет узаконить полученные нелегальным путем средства.