УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Топливный трюк: Кабмин хочет снизить цены на бензин, чтобы затем сесть "на потоки"

Топливный трюк: Кабмин хочет снизить цены на бензин, чтобы затем сесть 'на потоки'

Резкое падение стоимости нефти на мировых биржах, до почти $30 за баррель – и параллельно с этим абсолютное затишье на украинских АЗС, по принципу "ни копейки вниз" не могло не обратить на себя внимание. Во вторник проблему увидел даже министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. И объявил, что 13 января проведет совещание с представителями крупнейших нефтетрейдеров в Украине по поводу цен на бензин и дизтопливо, которые, по его справедливому мнению, должны снижаться.

Эксперты рынка к подобным шаманским приемам – "заговаривать" цены вместо решения проблемы – отнеслись крайне скептически. И объяснили "Обозревателю": встречи министра с трейдерами за закрытыми дверями – чистая коррупция! Польза же от подобных действий министра может быть только очень краткосрочная: цены слегка "присядут", чтобы потом опять подняться. Помочь же Кабмину снизить цены на бензин могут два фактора: собственная нефтепереработка и Антимонопольный комитет.

"Автомобилисты многих стран уже смогли ощутить на своих карманах удешевление нефтяных фьючерсов, - говорит "Обозревателю" независимый эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин. – Например, в США подсчитали, что их граждане сэкономили на дешевеющем бензине миллиарды долларов. Но этот процесс, к сожалению, обходит стороной Украину".

Почему в нашей стране не дешевеет бензин, кажется, понятно – топливо мы закупаем за валюту, а она в Украине постоянно растет в цене. "Если перевести бензиновые цены в Украине в доллары, то мы увидим, что он всегда стоял в пределах одного доллара – плюс-минус. Сегодняшняя средняя цена А-95 при долларе за 23 гривни – это чуть более 80 центов, - рассказывает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. – В 2012 году доллар был по 8 гривен, а бензин стоил 9,84. То есть – 1,23 доллара. Правда, Brent тогда стоил 94 доллара за баррель, а сегодня – чуть более 30".

Смотрите: Полный бак: эксперты рассказали, как повышение акцизов скажется на цене бензина

С одной стороны, нефтетрейдеров действительно можно понять: 80% бензина на украинском рынке – это импорт. Приобретают топливо за валюту, которую в Украине сейчас не так и просто купить, - а в период валютных кризисов и того сложнее. Кроме того, неизвестно, как поведет себя курс гривни даже в самой ближайшей перспективе - вот собственники АЗС и вынуждены закладывать в цене свой риск. К тому же с 1 января 2016 года правительство подняло акцизы на нефтепродукты. И получается, что "маємо те, що маємо".

Однако не все так просто: украинских нефтетрейдеров давно подозревают в картельных сговорах. Которые, впрочем, никто еще так и не доказал – полупарализованный Антимопольный комитет с выводами не торопится. "Валютных колебаний в последнее время в Украине не было. Так почему же тогда не дешевеет бензин, если цена нефти снижается?! – спрашивает Владимир Сапрыкин. И делает вывод, к которому накануне пришел министр Демчишин: снижение цен на украинских автозаправках должно быть. Как минимум на 5-10%".

Руководитель Минтопэнерго попытается убедить в этом участников рынка "по-доброму". "Практику переговоров с нефтетрейдерами в Украине начал еще екс-министр энергетики и угольной промышленности в правительстве Николая Азарова Юрий Бойко, - говорит директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. – Как следствие, рыночный принцип ценообразования сменился на непрозрачные договоренности между правительством и участниками рынка". Которые были круто замешаны на равновесии интересов, откатах и прочих антизаконных действиях. "Абсолютно не уверен, что Владимиру Демчишину удастся договориться с собственниками АЗС, - продолжает эксперт. – Наш министр – не профессионал в топливном рынке, сложно понять, какие у него могут быть аргументы".

При этом аналитики утверждают: попытки регулировать рынок – это не более чем желание "сесть на потоки": прижать трейдеров, чтобы потом заставить их делиться.

Смотрите: Бензиновая мафия: почему в Украине втридорога продают бодягу вместо топлива

"Подобного рода диалоги всегда заканчивались кратковременным показушным квази-снижением цены – на очень ограниченный промежуток времени, - объясняет механизм чиновничьего регулирования Михаил Гончар. – А потом все опять становилось на свои места – через некоторые время ценники на автозаправках возвращались на свое место. Допускаю, что так будет и сегодня: народу покажут снижение, а потом кто-то кому-то что-то занесет, в правильный и нужный кабинет – цены возрастут, и этот процесс объяснят очередным форс-мажором, будто бы очень влияющим на рынок".

"Никакие душещипательные беседы с трейдерами никогда не увенчаются успехом, - уверен Владимир Сапрыкин. – Для диалога надо привлекать Антимонопольный комитет – и оперировать его выводами. Без привлечения карательных органов напугать монополиста невозможно: трейдеры не понимают других аргументов, кроме языка штрафа".

"Собственно говоря, общаться с участниками топливного рынка должен не отраслевой министр, а именно Антимонопольный комитет, который должен аргументировать динамикой цен, дисбалансами, подозрениями о сговоре, - добавляет Михаил Гончар. – Однако наш АМКУ плохо работает не только на рынке бензина. А отсутствие руководителя этого органа говорит о том, что наши власти не очень то и хотят совершенствовать эту структуру".

Реально влиять на рынок может также конкуренция. "Еще в 2003 году Украина перерабатывала 22 млн тонн свежей нефти. Вот тогда, имея такой серьезный объем отечественного топлива, правительство могло ощутимо давить на трейдеров, требуя снижения цены, - продолжает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ". – Сегодня же объем переработанной нефти в Украине не превышает нашу собственную нефтедобычу – около 2 млн тонн. Из 6 НПЗ в стране работает один".

Смотрите: Нефть марки WTI пробила психологическую отметку в $30

По словам эксперта, именно сегодня – самое подходящее время, чтобы возобновить отечественную нефтепереработку. "Время низких цен на сырье означает, что нефть выгодно покупать и перерабатывать, - продолжает Гончар. – Кроме Кременчугского завода, можно запустить Одесский. Близость последнего к портам Черного моря позволит загрузить производственные мощности танкерной нефтью – это возможность диверсифицировать поставки из России. А из Одессы по Приднестровскому трубопроводу сырье можно транспортировать в Кременчуг. Если в нем, конечно, еще осталась технологическая нефть".

Много говорится в экспертной среде о необходимости строительства современного НПЗ в Украине – при помощи инвесторов. Сегодня, когда в мире избыток нефти, этот проект тоже становится более реальным, чем прежде. А пассивность правительства в вопросах собственного производства неприятно удивляет. Хотя, конечно, "разрешить" трейдерам через некоторое время немного повысить розничные цены – это гораздо более удобная и прибыльная схема для заработка чиновника, чем лоббировать строительство собственного производства. Которое, кроме налогов, не приносит ничего…

"Сегодня трейдеры заняли выжидательную позицию, - утверждает Сергей Сапегин. – Цены в мелком опте колеблются, но в рознице ситуация остается стабильной". Это значит, что возможности для снижения бензиновых цен у главных игроков рынка есть. Добровольно, по собственной инициативе они на изменения не пойдут. "Предпринимать любые шаги в этом направлении в период низкого спроса очень рискованно", - объясняет Сапегин. Однако, конечно же, могут пойти – если в правительстве им популярно объяснят, где в этой схеме прибыль правительства, а где – трейдеров.

Если же Владимиру Демчишину не удастся убедить коммерсантов добровольно пойти на снижение цен, пусть и кратковременное, но желание снижать цены вручную сохранится, - на рынке могут возникнуть серьезные проблемы. "Вместо более-менее качественного топлива на заправках будут продавать откровенную бодягу", - объясняет Михаил Гончар. Ведь "серый" и "черный" топливный рынок, находящийся под надежной "крышей", не боится регулирования со стороны власти – и снижение конкуренции со стороны легальных игроков может стать для него толчком для роста.

А в этом случае в выигрыше опять будут ключевые теневики, а в проигрыше – все мы. Которые будут вынуждены покупать низкокачественное топливо по завышенным ценам.

Читайте: Дело зашло слишком далеко: банкиры предсказали нефть по $10