УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бизнесмены рассказали, каким они хотят видеть нового главу ГФС

Бизнесмены рассказали, каким они хотят видеть нового главу ГФС

Отставка всего руководства Государственной фискальной службы Украины оказалась неожиданностью для многих - ещё 23 марта премьер-министр Украины Арсений Яценюк уволил главу ГФС и его замов, а также поручил министру финансов Наталии Яресько провести конкурс по отбору нового главы службы.

Изначально конкурс по отбору кандидатов на должность главного фискала страны должен был завершиться в понедельник, 6 апреля. Но Минфин, как основной организатор, за две недели не только не определился с потенциальными претендентами, но и продлил конкурс до 23 апреля.

А тем временем, в кулуарах Верховной Рады обговаривают, что руководителем ГФС должен стать человек, удовлетворяющий и Президента, и премьера, и министра финансов.

Сама же Наталия Яресько, которая возглавляет комиссию, недавно заявила, что хотела бы видеть на посту нового главы ГФС человека, который не только понимает налоги, но и умеет управлять большими коллективами. При этом, по словам министра, он должен сделать жизнь налогоплательщиков легче.

Читайте: Банки и налоговики начали проверять деньги на картах украинцев

"Обозреватель" обратился к самим плательщикам налогов с вопросом, каким, по их мнению, должен быть руководитель главного фискального ведомства – "выходец" из бизнеса или правительства, публичная личность или нет, какими критериями обязан обладать, какой опыт за плечами иметь.

Петр Чернышов, президент "Киевстар":

"Новый глава ГФС ни в коем случае не должен быть политиком! Этот человек не должен даже думать о том, чтобы его куда-то избрали или назначили за хорошую работу на этом посту. Лучше, чтобы это был даже не представитель бизнеса, а кандидат из "большой четверки" (к так называемой большой четверке аудиторских компаний относятся E&Y, Deloitte, KPMG и PwC. - Ред.) или крупной юридической компании.

Новый глава ГФС должен не менее 2-х лет проработать за рубежом, в Европе или США, и хорошо понимать, как там налоговая работает с бизнесом.

А вот публичность новому главе ГФС может сейчас навредить. Всю внешнюю коммуникацию лучше передать PR -специалистам, которые будут доносить его мнение обществу в целом и бизнесу в частности. Без грамотного PR эта работа невозможна!

Ему следует декларировать доходы – свои и своей семьи - за последние 5 лет перед назначением. И эти данные должна проверить фирма из "большой четверки".

Чтобы глава ГФС смог работать эффективно, у него должно быть не менее полмиллиона долларов активов. А зарплату ему нужно установить не менее той, которая у него была на последней должности. В чистый патриотизм на такой позиции я не верю - но очевидно, что должен быть mad tough Ukraine patriot: другие здесь не справятся. Еще одно обязательное требование - Fluent English.

Глава ГФС должен понимать, что его будут ненавидеть и его именем пугать детей. Поэтому он должен, хотя бы на первый год работы на этой должности, вывезти семью из Украины. За это может заплатить Европа. Также Европа должна дать бюджет на консультантов для фискальной службы - без этого не получится. И важно, чтобы глава ГФС имел такую репутацию: договориться и "порешать вопросы" с ним никак не удастся! Вот так все непросто!"

Читайте: Депутаты намерены упростить взятие счетов предпринимателей на учет

Сергей Клочков, директор компании "Чистая вода":

"У нас в стране бизнес часто переплетается с государственной службой. И у многих чиновников есть собственные компании. Поэтому нет четкого ответа на вопрос о том, должен ли глава ГФС быть человеком от бизнеса или от власти. Но если говорить о наличии у кандидата на эту должность опыта работы на госслужбе – это я бы расценивал скорее как недостаток, чем как преимущество.

Главное требование к новому главе ГФС – это должен быть здравомыслящий человек, который мотивирован изменить страну к лучшему, готов работать на державу, а не на себя. В нем должно быть что-то от Генри Форда: с одной стороны, нужно иметь видение, понимать, какой результат ты хочешь получить, а с другой – уметь выстраивать крупные организации и управлять ими, ведь фискальная служба – это огромный механизм. Конечно, главе ГФС нужно будет привлекать к работе специалистов в различных предметных сферах. Но он должен обладать чутьем и уметь хорошо "читать" людей, быстро понимать, кто есть кто, чтобы отобрать для себя консультантов.

Слишком публичным глава ФГС, мне кажется, быть не может, как не может быть слишком публичным аудитор или бухгалтер. С другой стороны, бизнесу не хватает коммуникации со стороны государства в целом и от Минфина и налоговой в частности. Поэтому коммуникация нужна. Конечно, человеку, который придет на эту должность, придется чистить Авгиевы конюшни. А к государству у нас доверие отсутствует, потому коммуникация нужна обязательно, на этом этапе она должна быть избыточной. И не столь важно, будет ли коммуникация идти от ГФС или от лица Минфина – но она нужна, бизнес этого ждет.

Главная задача главы ГФС - это установить взаимное доверие между государством и бизнесом. Многие бизнесмены не привыкли платить налоги честно. Нам нужно установить единые четкие правила, и по этим правилам должны работать все, а кто не хочет – того нужно наказывать. Но эти правила должны быть справедливыми.

Мы должны говорить с чиновниками на одном языке, мы должны понимать, что их инициативы – не придуманные, оторванные от жизни умозаключения, а разумные правила, понятные и легко реализуемые. Сейчас же налоговые законы у нас пишутся так, чтобы их невозможно было выполнить, и некоторым это дает моральное право эти налоги не платить. Потому нужно изменить систему налогообложения. Не просто перевести старую схему на новую технологию, а сделать систему в целом более понятной и отвечающей современным требованиям".

Читайте: Рада освободила физлиц от налогов на доходы от списанных кредитов

Владимир Шаров, IT-предприниматель, экс-гендиректор GlobalLogic:

"Мое мнение вряд ли будет оригинальным: новый глава ГФС должен хорошо понимать специфику бизнеса. Поэтому быть выходцем из государственной среды, то есть чиновником со стажем, ему вовсе необязательно. Это вполне может быть бизнесмен с хорошим кругозором и патриотическим настроем, большим желанием изменить ситуацию к лучшему.

В его работе я вижу два основных направления. Первое - это законодательство. Здесь необходимость наличия специфических знаний, например, аудита, не очевидна. Мне кажется, что кандидату достаточно знать структуру налогов и хорошо разбираться в хозяйственном праве, то есть в том, что связано с работой бизнеса. Второе направление – это построение правильной структуры госслужбы. Чтобы наладить четкую работу такого большого коллектива главе ГФС понадобятся отличные навыки people management.

Однако кроме сотрудников ГФС, ему, по долгу службы, придется взаимодействовать с Верховной Радой, Администрацией президента, министерствами и ведомствами. Чтобы это взаимодействие было успешным и тоже работало на результат ГФС, его главе необходимы навыки project management. Нужно уметь грамотно подбирать людей, и, в свою очередь, учить их подбирать эффективных сотрудников в свои команды.

Главным показателем работы главы ГФС я считаю эффективность, а отнюдь не уровень его доходов и активы, полученные до перехода на госслужбу. Если человек заработал что-то честно, своим собственным трудом, то я не вижу ничего в этом зазорного. Ведь бизнес и создан для того, чтобы люди могли зарабатывать. Главное, чтобы глава ГФС сумел правильно удерживать баланс между интересами общества и бизнеса, выстроить четкую вертикаль управления, которая позволяет эффективно реализовывать решения, и обладал навыками project management.

Первоочередная задача главы ГФС – это гармонизировать наше налоговое законодательство с международным, например, европейским. И что очень важно, прояснить существующие в нем неопределенные положения, которые допускают различную трактовку. Иногда одна запятая, поставленная или пропущенная, может существенно изменит суть положения. Это создает множество препятствия для бизнеса. И, конечно, хотелось бы, чтобы государство больше доверяло бизнесу. У нас же получается так: ты платишь налоги, и ты же еще должен доказать, что ты их платишь правильно. Конечно, глава ГФС должен обеспечивать наполнение бюджета, но важно соблюдать при этом баланс интересов государства и бизнеса".

Читайте: Бизнес после санкций: перспективы России на иранском рынке

Сергей Гайдайчук, президент CEO Club Ukraine:

"Нынешняя система власти абсолютно неэффективна, ее нужно кардинальным образом реформировать. И для этого не обязательно иметь опыт работы в госорганах, ведь в любом случае, опыт проведения реформ - это новый опыт.

Я считаю, что новый глава ГФС вполне может прийти из бизнеса. Только желательно, чтобы это был не консалтинговый бизнес и не сервисный, а крупный системный бизнес в реальном секторе. Если говорить о его личных характеристиках, он должен быть жестким и устойчивым, поскольку глава ГФС – это должность политическая, и на нее в любом случае будет оказываться давление.

А давление будут оказывать на любого, кто займет пост ГФС, в том числе будут стараться найти на него компромат. Но если кандидат заработал средства честным путем, в этом я не вижу проблемы. Конечно, кичиться своим достатком не стоит, но и стесняться тоже, в любом случае критики найдутся.

Идеальный, с моей точки зрения, кандидат – это иностранец, который проработал на руководящей должности в крупной украинской системной компании около 10 лет. Такой кандидат понимает нашу местную специфику, но при этом он не связан по рукам и ногам обязательствами, и не вовлечен в различные "схемы". Такой кандидат будет дорожить своей репутацией, и может противостоять внешнему давлению.

Первоочередная задача нового главы ГФС – это наполнять бюджет. НО при этом нужно проводить необходимые реформы. В этой ситуации нужно уметь быть жестким и держать фокус на достижении результата, не поддаваясь давлению. Ведь все довольно просто: мы все понимаем, какие реформы нужны, нужно прийти и сделать".

Игорь Ланда, генеральный директор, сеть магазинов Novus:

"Для нового руководителя ГФС у меня два критерия. Во-первых, он должен быть не из власти, а из бизнеса, например из "большой четверки", то есть хорошо разбираться в налогообложении и аудите. Он должен суметь разработать новые единые для всех фискальные правила.

И второе – он должен иметь право сам назначать своего зама, чтобы фискальная служба работала как одна команда. Он должен иметь право предложить свою кандидатуру, а Кабмин пусть ее утверждает.

И еще один важный момент: у руководителя ГФС должны быть четкие показатели эффективности. Я считаю, что такие показатели - выполнение доходной части бюджета и отсутствие нареканий со стороны бизнеса. А главное нарекание сейчас в том, что налоги должны платить все, а не так, что кто-то платит, а кто-то не хочет и не платит.

Заместитель главы ГФС также должен хорошо разбираться в налогообложении. В идеале это должен быть человек, который очень хорошо понимает, как работает система, как организовать работу тактически, но при этом не быть испорченным этой системой. И такие люди есть.

Что касается образа жизни чиновника, его публичности, по моему убеждению, это личное дело человека. Он имеет право по своему усмотрению распоряжаться тем, что он заработал до того, как попал на госслужбу. Главное, что как чиновник, он должен быть эффективен. В случае с главой ГФС такая эффективность для бизнеса – в создании и введении единых правил для всех. Я бы на его месте собрал бизнес и сказал: "все, с сегодняшнего дня правила такие-то, и платят все, на одинаковых условиях". Потому что для ГФС, согласитесь, не составит труда узнать, кто действительно платит, а кто "оптимизирует".

Читайте: В Украине заработала система регистрации бизнеса в режиме онлайн

Илона Шарова, директор Hudson в Украине:

"Мнение бизнес-сообщества в отношении главы ГФС, я думаю, едино. Это должен быть, в первую очередь, профессионал, управленец высокого класса. Главное, чтобы новый глава смог выполнить те задачи, те требования, которые ставят перед ГФС, в том числе, Международная финансовая корпорация. Речь идет и о реформе самой ГФС, о кадровой реформе – как мы знаем, в структуре службы сегодня работают десятки тысяч человек.

Чтобы эти реформы были успешными, глава ГФС должен быть сильным управленцем, отличным организатором. У него должен быть показательный опыт в проведении реформ. Это вполне может быть человек из бизнеса: то, что он не отягощен громоздкими знаниями законов и процедур, может оказаться даже плюсом, поскольку он будет больше ориентироваться на новые цели и возможности, чем на устоявшиеся нормы.

Кроме того, безусловно, глава ГФС должен быть сильной личностью, чтоб устоять под высоким давлением, в котором ему придется работать. И что самое важное, он должен иметь высокие стандарты и ценности, которые и будут им двигать. А это честность и профессиональные принципы. Именно это характеризует профессионала: он не только эксперт, технический специалист, он еще и придерживается профессиональных принципов, профессиональной этики.

Идеальным условием для любого руководителя была бы возможность самому формировать команду. Однако сегодня в Минфине сформировалась довольно крепкая активная команда профессионалов, потому я уверена, что новый глава ГФС получит мощную поддержку со стороны министерства.

Нужно соблюдать здоровый баланс. С одной стороны, есть люди, которых захочется привести в свою команду из бизнеса, люди, чьему профессиональному мнению доверяешь. А с другой - нужны и те, кто хорошо понимает, как работает система, на каких принципах строится ГФС. Я противник подхода, при котором нужно всех уволить и поставить всех новых. Наверняка сегодня в службе есть немало профессиональных людей, которые мотивированы и активны и которые готовы проводить реформы. Нужно их выявить и на них опереться.

Доходы, активы, которые были приобретены чиновником до прихода на госслужбу, по моему мнению, критерием для оценки его деятельности служить не должны. Каждый чиновник перед назначением на должность проходит проверку, если он эту проверку прошел – никаких проблем быть не должно.

Главный критерий оценки главы ГФС – это его эффективность. Я вижу здесь три основных составляющих. Во первых, глава ГФС должен обеспечивать стабильное наполнение бюджета. Мы не можем себе позволить сбоев в работе системы, особенно в сложившейся сегодня ситуации. Вторая составляющая – проведение реформ, как того требует, в том числе, МФК. И третье – это четкая и прозрачная работа фискальных органов, а также упрощение процедур.

Мне кажется, что именно прозрачность фискальной политики, а также упрощение процедур позволит нам побороть коррупцию".

Читайте: Коррупции бой: депутаты "со скрипом" запретили вывоз леса за границу

Как сообщал "Обозреватель", народный депутат Верховной Рады VII созыва, член политсовета "Батьківщини" Андрей Павловский на своей странице в Facebook сообщил, что депутатам и чиновникам с 1 апреля повысили зарплату почти втрое.