УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

История с контрабандной массовой вырубкой леса уходит в прошлое - Томенко

История с контрабандной массовой вырубкой леса уходит в прошлое - Томенко

Ближайшие 10 лет украинский лес останется внутри страны – в четверг, 9 апреля, депутаты приняли закон, который запрещает на этот срок экспорт лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде за границу.

Напомним, в свое время массовый вывоз древесины в необработанном виде за пределы Украины привел к искусственному дефициту этого сырья на внутреннем рынке, а также неоправданному поднятию цен на аукционах по продаже древесины. Последствием такой ситуации стала потеря конкурентоспособности украинскими деревообрабатывающими компаниями на европейском и мировом рынках.

О том, как повлияет на отечественную деревообрабатывающую отрасль принятый закон, его основных задачах и последствиях для экономики страны в целом, "Обозреватель" поинтересовался у одного из авторов документа – народного депутата Украины Николая Томенко.

Читайте: Регистрация бизнеса в Украине погрязла в тотальной коррупции

Николай Владимирович, какие проблемы решает принятый на прошлой неделе законопроект № 1362 "О внесении изменений в закон Украины "Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов"?

Я и мои коллеги, как инициаторы законопроекта, ставили три основних задачи.

Во-первых, обеспечение в Украине политики энегетической независимости и энергетической безопасности, поскольку сегодня древесина является стратегическим ресурсом, который дает возможность, при правильном использовании, активно перейти на использование твердого топлива и частично уменьшить использование российского газа и нефти

Вторая задача – экономическая. Мы можем вернуть активную систему традиционной украинской деревообработки. Причем не только деревообработки, а в перспективе и мебельной отрасли. И таким образом создать десятки, если не сотни рабочих мест, а не вывозить лес за границу и инвестировать рабочие места арабского мира, Китая или Центральной Европы, а потом за большие деньги покупать из нашей древесины уже готовую продукцию.

И третья задача – это защита окружающей среды, потому что тотальные, неадекватные, непродуманные вырубки леса уже имею место не только в Галичине, а и в Центральной и Северной Украине. Этот бизнес уже так объединился с правоохранительными органами, что уже никто не может точно проследить и проанализировать, что на самом деле происходит в этой сфере.

Ну и, может, есть ещё такая четвертая дополнительная задача – это борьба с коррупцией, поскольку в этой сфере выстроена довольно мощная теневая схема заработка.

Отображает ли принятая редакция закона выполнение всех перечисленных Вами задач?

Конечно, в принятом законе не достигнуты на все 100% те задач, которые мы поставили, залатаны ещё не все "дыры", поэтому будем двигаться дальше.

Но самое главное, что определена общая стратегия – Украина после переходного периода входит в 10-летний срок моратория на вывоз леса-кругляка. Назад дороги нет. Таким образом, уже скоро мы не допустим массовой рубки леса и вывоза его за границу, а будем проводить политику по экономному отношению к лесу и его использованию, прежде всего, для изготовления готовой продукции у нас, в Украине. И тогда уже, в случае необходимости, будем продавать готовую продукцию за границу.

Читайте: У Яценюка заинтересовались проблемой деревообработки: чего ждать отрасли

Когда вступает в силу запрет на экспорт леса? Предусмотрен ли какой-то переходной период?

Для всех пород этот мораторий вступает в силу с 1 января 2016 года, а для сосны – только с 1 января 2017 года, так как лесники и вся отрасль очень просили об этом. У них есть действующие контракты, а потому нужно время для подготовки и перехода на такой запрет. Была даже попытка оттянуть его (запрет. - Ред.) по времени до 1 января 2018 года, но мы все таки удержали цифру 2017 года.

При этом закон не запрещает вывозить доску, пиломатериалы, пеллеты, мебель и так далее.

Таким образом, у нас первая часть переходного периода продлится где-то полгода (пока закон будет подписан), а вторая часть – полтора года.

Что, по Вашему мнению, ещё нужно сделать для достижения поставленных задач в полной мере? Есть ли уже какие-то конкретные меры?

За тот переходной период, который я назвал, мы планируем разработать и внести (в Верховную Раду. – Ред.) ещё целый ряд законопроектов, направленных на то, чтоб быстро подготовить нашу деревообрабатывающую отрасль для работы в Украине.

Для этого мы хотим пойти на определенные льготы: например, если субъект хочет купить сушилку или деревообрабатывающую пилораму, то для него надо уменьшить сумму пошлины на ввоз такого оборудования в Украину.

В целом же за полтора года мы планируем полностью переоборудовать и поднять отечественную деревообрабатывающую отрасль, чтоб деньги оставались в Украине.

В начале нашего разговора Вы сказали, что принятый закон решает также задачу борьбы с коррупцией в сфере торговли лесом. Можете ли более подробно объяснить, каким образом это станет возможным?

Действительно, в законе очень важная роль отведена борьбе с коррупцией. На протяжении трех месяцев с момента вступления документа в силу уполномоченный орган – Гослесагентство – должен разработать электронный реестр полного доступа к рубкам лесов в Украине. Каждое разрешение на рубку леса, которое получает предприятие, должно быть в таком реестре. С наличием такого реестра можно будет контролировать реальные объемы вырубки леса, а не статистические.

И ещё одна позиция в этом направлении – это определенная децентрализация. Этим законом мы упрощаем систему. Сегодня все разрешения и на рубку, и на вывоз леса за рубеж получают в одной уполномоченной структуре – Гослесагентстве. Мы эту систему децентрализируем. Больше полномочий в этом направлении будут переданы на местный уровень (тем лесгоспам, которые сейчас работают), а Гослесагентство получит определенные контролирующие функции. Плюс будет постоянный контроль от государства и экспертов – через уже упомянутый единый электронный реестр.

Читайте: Кабмин взял завышенные капиталистические обязательства перед МВФ - Томенко

Можете определить первоочередные меры, которые последуют за введением моратория на экспорт древесины за границу?

В ближайшее время мы хотим ввести ответственность за сжигание веток, хвороста. Потому что мы вроде как бедная страна, а ведем себя как сверхбогатая.

Мы должны думать, как жить экономно, как людей перенастраивать на то, что эра дешевого газа уже закончилась, и надо думать, как экономить на отоплении и обогреве.

Ещё один законопроект касается некоторых наших эффективных инвестиционных проектов, чтоб было выгодно ставить котлы для перехода на твердое топливо. Ведь на сегодняшний день абсолютно очевидно, что большие газовые трассы неэффективные и очень дорогие. Лучше отдельные дома, детские дома, больницы, школы, библиотеки отапливать через установку котлов с твердым топливом.

Подытоживая, можно ли назвать принятый закон успехом, прорывом в украинской деревообрабатывающей отрасли?

Это большой успех уже только потому, что этот закон нам удалось принять после длительных дискуссий и фантастического противостояния лесгоспов. Конечно, мы не решим все проблемы одним документом, но будем дальше работать, чтоб все-таки ушла в прошлое история с контрабандной массовой вырубкой леса и его продажей за границу.