УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сильный ход: чем Украина выгодна Турции

816
Сильный ход: чем Украина выгодна Турции

Предложение, озвученное президентом Украины Петром Порошенко турецкому премьер-министру Ахмету Давутоглу об аренде подземных газохранилищ является едва ли не самым сильным ходом украинской власти в области энергетических отношений с Турцией.

Об этом в эксклюзивном комментарии "Обозревателю" заявил президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.

"Предложение выглядит справедливым, поскольку в Украине существует профицит мощностей для хранения газа: мы не используем столько газа, сколько использовали раньше, а мощности наших газохранилищ составляют почти 31 млрд кубометров. По меньшей мере 10 млрд кубометров из этого количества — это свободные мощности, которые могут быть использованы для хранения газа других субъектов для нужд третьих стран", — отметил он.

В этом контексте, по словам Гончара, для Турции подобное предложение может быть интересным, поскольку она почти на две трети зависит от поставок российского газа. Несмотря на то, что система этих поставок диверсифицирована, большая часть голубого топлива все равно поступает из Российской Федерации по маршруту через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию.

Читайте: Скрытый козырь: что получит Украина от сотрудничества с Турцией

Учитывая нынешние непростые турецко-российские отношения, официальная Анкара опасается, что Россия сможет использовать газовый рычаг для давления на нее, ограничив поставки газа в Турцию, например, на пике зимних холодов.

"Поэтому украинские подземные хранилища могли бы сыграть роль некоего газового аккумулятора на случай, если Россия прибегнет к газовому шантажу", — сказал эксперт

Он также подчеркнул, что в "турецком направлении" в Украине и соседних государствах есть свободные мощности, связаны с тем, что Болгария стала меньше потреблять газа, а Румыния практически отказывается от российского газа и становится газово самодостаточной.

"Зарабатываем в этой ситуации мы на хранении газа — плюс транспортные услуги. Если считать в сухих цифрах, то это не будет какая-то фантастически большая сумма. Думаю, что речь может идти о нескольких десятках миллионов долларов. Все зависит от того, какие объемы будут размещены. Конечно, никто не будет размещать сразу 10 млрд кубометров: Анкара также не захочет сразу рисковать, все события должны выстраиваться шаг за шагом", — уверен Гончар.

Читайте: Зона свободной торговли Украины и Турции: эксперты рассказали, кому это выгодно

По его мнению, этим шагом повышается роль Украины в системе газоснабжения стран черноморского региона, поскольку путь российского газа на турецкий рынок пролегает через украинскую территорию.

"Я надеюсь, что турецкая сторона примет наше предложение. Правда, на этом пути есть определенные сложности, скорее организационного характера. У них, кроме государственной компании, есть ряд частных компаний. И подходы у этих компаний разные. Важно достичь эффекта синергии. Начало положено", — резюмировал эксперт.

Как сообщал "Обозреватель", возможность поставок нефти и газа из Ирана и Турции в Украину и далее в Европейский союз блокирует любые возможности Российской Федерации занять доминирующее положение в отношениях со странами Центральной Азии.