УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что плещется в крымской канистре?

32,6 т.
Что плещется в крымской канистре?

Однажды в 90-е годы Крым остался без бензина. Экономическая нестабильность и корпоративные войны привели к топливному кризису. Обычное зрелище в те дни - автомобиль, который несколько мужиков вручную толкают - не до заправки, а до ближайшего места, где можно припарковаться в ожидании лучших времен. Тогда ситуацию разрулили, и достаточно быстро - уложились в несколько дней. Сегодня вокруг отколовшегося полуострова снова витает беспокойство с ароматом бензина.

Информагентства распространили заявление представителя крымской власти Вадима Жданова, суть которого в том, что бензина на полуострове осталось на 6-10 дней. Цистерны со светлыми нефтепродуктами в Крым по рельсам уже не идут, а автомобильные поставки удорожают топливо. В Крыму 320 коммерческих АЗС, которые были востребованы круглый год, и особенно в курортный сезон. Чего ждать Крыму в данной ситуации?

Заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает, что у крымских операторов рынка бензина назревают серьезные проблемы:

"Украинские поставщики не могут поставлять Крыму продукцию, потому что вопросы собственности сейчас не урегулированы. Никто ведь не гарантирует, что заправки останутся в собственности украинских трейдеров. Поэтому поставки настолько рискованны, что не могут осуществляться. Выручка идет непонятно в чем, и непонятно, что с этой выручкой делать - как с гривневой, так и с рублевой. Поэтому поставки на заправки сократились, компании сейчас думают, что с этими заправками делать. Что касается российских заправок, то они только намереваются этим делом заниматься. Вероятно, поставки будут осуществляться через Феодосийский терминал. Но его тоже нужно подготовить к принятию этой продукции. Ну и, наконец, ни одна энергетическая компания не станет поставлять топливо в Крым до принятия политического решения, так как поставки убыточны".

Радикально решают проблему украинские подразделения российских операторов рынка нефтепродуктов. Так, "Лукойл-Украина" попросту передал свою крымскую сеть АЗС российскому "Лукойл-Югнефтепродукт" по принципу: "Пусть теперь он не спит". Впрочем, не приходится сомневаться, что уж кто-кто, а "Лукойл" справится и с поставками, и с проблемами ценообразования.

Читайте: Крыму грозит бензиновый кризис

Крымские операторы демонстрируют уверенность в завтрашнем дне и утверждают, что все под контролем. Директор крупной крымской компании, торгующей нефтепродуктами, Александр Терещенко утверждает, что в десятидневном запасе бензина нет ничего кризисного:

"В нормальных стабильных условиях содержать запас бензина больше чем на две недели - просто нерентабельно. Содержать месячный запас - это уже сверх-щедрость для оператора. В этом просто нет необходимости. Это убытки на испарении и на банковских процентах. Так что нынешняя ситуация - это не трагедия. У любого оператора всегда содержится десятидневный - двухнедельный запас. Другое дело - наличие канала поставок, договора на поставку через 5 дней, через 10 и т.д. Всё это есть: договоры подписаны, мы уже переключились с украинских поставщиков на российских. И топливо уже идет - по Керченской паромной переправе. Она с трудом, но удовлетворяет наши потребности. В любом новом деле всегда бывают сложности. Но потом все налаживается. Новые каналы работают, новый продукт уже начинает двигаться на Крымский полуостров. Сегодня еще выторговываем старые запасы, которые были сделаны с украинских поставок. И в целом по рынку в большинстве случаев такая же ровная ситуация. У кого нет своей нефтебазы, своих оборотных средств, у тех заминки происходят - но они носят случайный характер: например, если вы едете по трассе, то видите, что где-то на стендах выключилась одна позиция. День-два - и она включается. А системные компании, которые владеют своими терминалами, своей розничной сетью, бензовозным парком - они в полном порядке".

Цены на бензин, по словам Терещенко, формируются условиями перевозки:

"В мае цены будут плавно приходить к российскому уровню. Но предупреждаю, что паромная переправа значительно удорожает бензин. Поэтому абсолютно российской цены - не будет. Со временем керченская переправа будет разгружена за счет Феодосийского нефтетерминала. Ведь по переправе есть что возить и помимо бензина - те же стройматериалы, продукты питания. А с первого мая начинается малый сезон - мы ожидаем российских туристов, ведь Крым сейчас раскручен. И это было бы не государственным подходом - загружать керченскую переправу бензовозами. Поэтому Феодосийский терминал просто обязан работать и обеспечить Крым нефтепродуктами, привезенными морским путем".

Читайте: После референдума в Крыму выросли цены на хлеб, картошку и бензин

Глава "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн не разделяет оптимизма крымских операторов рынка:

- Проблема украинских поставщиков в Крыму не с топливом, а с правовым обоснованием работы. Потому что если ты работаешь как украинское юридическое лицо, то к тебе обещают применить санкции по всей строгости новой власти. А переход на российскую форму работы и рассчеты в рублях - не регламентированы. Получается, как ни работай, все равно ты нарушитель. Вот поэтому все страхуются и никто не везет больших запасов. То есть, работают буквально с колес. Российские компании тоже не понимают, как везти продукцию в Крым через Украину, потому что таможни нет. Если продавать можно только за рубли, то от кого рублевые переводы? Это украинские юридические лица, а российским их сделать не могут…

- Как технически решается проблема поставок?

- Железная дорога Украины не отправляет туда вагоны из-за риска похищения груза или невозврата подвижного состава. Поэтому поставки осуществляются автомобилями.

- А поставки из России возможны только через Керченскую переправу?

- Ну почему же! Никто ведь не закрывал железнодорожное сообщение по территории Украины. Но по какой схеме эти поставки растаможить, если место назначения - спорная территория? Никто бесплатно пропускать по Украине эти вагоны не будет. Так что это вопрос времени. Какого? Не могу сказать, это не вопрос рынка, это проблема новой власти в Крыму: как скоро они ликвидируют этот правовой пробел.

- Кто в этой ситуации выигрывает?

- Да никто. Рынок дестабилизирован, потребитель получает максимальную цену, в которой заложены риски. Я не вижу здесь победителей.

- Каковы потери украинских трейдеров?

- Главная их потеря - это падение стоимости их активов на полуострове. Например, стоила АЗС миллион, а теперь стоит триста тысяч. Потому что упали до минимума объемы продаж, и в этом году они точно не поднимутся. Кроме того, в условиях функционирования российского рынка, там не будет нормальных заработков - не будет маржи и не будет объемов. Кроме того, на оккупированной территории ничего дорого не стоит.

Между тем, украинские операторы рынка светлых нефтепродуктов имеют проблемы не только в связи с утерей крымского рынка, но и со скачками доллара. Некоторые операторы объясняют своим клиентам, что вынуждены повышать цены из-за роста доллара, и обещают их снизить, как только ситуация на валютном рынке стабилизируется. А тем временем антимонопольный комитет уже рекомендовал основным операторам снизить розничные цены: "Наряду с объективными факторами, которые вызывают рост цен на топливо, в том числе изменение курса доллара и евро, есть признаки проявления злоупотребления рыночной властью и согласования конкурентного поведения. По осуществленным комитетом расчетами и информации ведущих экспертов, розничные цены указанных участников рынка более чем на гривню за литр превышают те цены, которые могли бы быть установлены в условиях жесткой конкуренции, что обеспечивает этим субъектам хозяйствования дополнительную прибыль в сотни миллионов гривень в месяц", - говорят в АМКУ.