УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Зона свободной торговли Украина-США: "пираты" против меда

Зона свободной торговли Украина-США: 'пираты' против меда

Воодушевившись стартом работы зоны свободной торговли между Украиной и странами ЕС, давшейся нам с огромным трудом, ­– официальный Киев решил пойти дальше. И инициировать снятие торговых ограничений с Соединенными Штатами Америки. Такое заявление на днях сделал украинский посол в США Валерий Чалый.

Видео дня

По словам дипломата, одним из достижений президента США Барака Обамы является политика создания зон свободной торговли в различных направлениях. Поэтому Украина тоже решила поймать конъюнктуру и попытаться найти свою выгоду, беспрепятственно торгуя с самым мощным рынком мира.

"Обозреватель" решил разобраться, какие из американских рынков может захватить украинский товаропроизводитель, какие выгоды этосулит, и что необходимо для успешного воплощения этой инициативы.

Главных препятствий для продажи наших изделий в США, по словам экспертов, несколько: во-первых, отдаленность, во-вторых, очень большая конкуренция, в-третьих, достаточно большая консервативность местного потребителя, который привык к определенному перечню товаров известных ему производителей. А это значит, что работать там будет непросто.

"Исторически Украина наиболее активно торгует на четырех основных направлениях: страны СНГ, Европа, Ближний Восток и северная Африка, – рассказал "Обозревателю" экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – В общей сложности эти рынки составляют примерно 70% от украинского экспорта. А первые два – более половины". Сегодня ситуация, впрочем, меняется. Ранее главным рынком сбыта для наших товаров среди стран СНГ была Россия, но на сегодня это направление практически полностью утратило актуальность.

"В Европе мы торгуем как с близкими соседями, например, Польшей, так и с более весомыми странами-партнерами – Германией, Голландией, – продолжает Жолудь. – Сотрудничество с Ближним Востоком началось еще во времена СССР, когда страны этого региона получали в больших количествах продукцию советского машиностроения, изготовленную преимущественно в Украине. Сегодня по традиции они продолжают сотрудничество с нашими производителями. Плюс рынки Востока и Юга очень важны для украинского АПК: здесь покупают наше зерно, Индия наращивает импорт украинского подсолнечного масла".

Читайте: Украинский экспорт в Россию сократился в четыре раза

На этом фоне потенциал рынков США – капля в море. "Вряд ли можно ожидать, что в ближайшем времени он сможет соперничать с нашими основными рынками сбыта. И наш экспорт за океан никогда не будет основным источником дохода", – заявляет эксперт Международного центра перспективных исследований. Кроме того, Америка является одним из главных мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. "Вряд ли мы потесним их производителей зерна, а также мясной и молочной продукции, – говорит Жолудь. – Наш шанс – это искать определенные, но довольно узкие ниши, в которых можно заработать. Как, например, выращивание в Украине грецких орехов для американских покупателей".

"Ниша украинских производителей также – продукты питания длительного хранения", – говорит "Обозревателю" эксперт аграрных рынков Украинского клуба аграрного бизнеса Виталий Кордыш. По итогам 10 месяцев прошлого года наш главный экспортный товар в США – пчелиный мед, его мы продали на $16,7 млн. На втором месте – подсолнечное масло, за его экспорт мы выручили $4,2 млн. Еще $2,4 млн нам принесла продажа в Америку соков. "Среди других товаров, с которыми мы выходим на рынок США, – кондитерские изделия, продукты переработки зерна и водочные изделия", – перечисляет Кордыш.

Впрочем, эксперт отмечает: объемы торговли при этом остаются мизерными. "С января по октябрь прошлого года из Украины в США было экспортировано аграрной продукции на сумму $33,5 млн, что составляет всего лишь 0,3% от общего экспорта нашей сельскохозяйственной продукции за этот период, – констатирует Виталий Кордыш. И соглашается с коллегами: потенциал дальнейшего наращивания экспорта ограничен как высокой обеспеченностью США сельскохозяйственной продукцией, так и значительной географической отдаленностью, что означает высокие логистические затраты. И в конечном итоге, снижает конкурентоспособность нашей продукции.

Впрочем, кроме всех объективных препятствий, для обоюдной торговли существуют также искусственные ограничители – пошлины. "При экспорте украинской сельскохозяйственной продукции в Америку наши производители выполняют условия Гармонизированного тарифного графика, определяющего ставки пошлины для каждой отдельной товарной группы. Так, ставка для меда составляет 1,9 цента/кг, для подсолнечного масла – такое же значение плюс 3,4% от его таможенной стоимости", – говорит эксперт.

Читайте: Дешевые автомобили и еда из Европы: как Украина будет снижать ввозные пошлины

В зоне свободной торговли, если стороны сумеют о ней договориться, эти платежи должны быть упразднены. "Но импортные пошлины – это только одно из препятствий, – отмечает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. – Как показывает опыт работы по аналогичному проекту с ЕС, США будут требовать гармонизировать наши технические регламенты с их законодательством". Решение этого вопроса для нас может оказаться непростым, однако, как и снятие пошлин, способно увеличить объем торговли.

Но надо понимать, что все договора о свободной торговле – это взаимный компромисс. И соглашаясь снять пошлины для украинских товаропроизводителей, американцы потребуют аналогичных льгот для своих экспортеров, желающих усилить свое присутствие на рынке нашей страны. А какой будет их интерес и как он может повлиять на конкуренцию на отечественном рынке – этот вопрос остается открытым.

"Из того, что мы можем прогнозировать на сегодняшний день, – усиление и без того крайне трепетного отношения Америки к защите прав интеллектуальной собственности, – продолжает Игорь Бураковский. – Позиция США в этом вопросе, как известно, очень жесткая". Америка время от времени публично и громко обвиняет нашу страну в пиратстве, требуя немедленно прекратить использование нелицензионного программного обеспечения – что в наших условиях сделать еще не получилось, а также активнее препятствовать распространению нелегальных музыкальных компакт-дисков, пиратских копий художественных фильмов и тому подобное.

Платой за допуск на свой рынок отечественной аграрки может стать требование Вашингтона немедленно перекрыть кислород для отечественной индустрии интеллектуального пиратства. Кто победит в беспощадной схватке, если вопрос действительно будет поставлен подобным образом, – лицензированный Windows для нашей сельской библиотеки или же украинская баночка с надписью "Honey" для американского супермаркета, догадаться, пожалуй, несложно.