УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Под бульдозером России: как Украине победить в торговой войне с агрессором

Под бульдозером России: как Украине победить в торговой войне с агрессором

Введенное Российской Федерацией эмбарго в отношении украинских продовольственных товаров вызвало вялую реакцию официального Киева. Министерство иностранных дел настаивает, что Россия нарушила международное право, а Украина будет придерживаться логики Всемирной торговой организации и ее правил.

"Обозреватель" разобрался, какие козыри есть в руках Украины в торговой войне с РФ и какие последствия она может иметь для обеих сторон.

Главные выводы опрошенных экспертов сводятся к тому, что российское эмбарго – это минус для украинских экспортеров. Однако зеркальные санкции Киева в отношении России весьма незначительно навредят агрессору, чтобы стоило говорить о них вслух. Впрочем, козыри в диалоге с Россией наша страна имеет, хоть почему-то не спешит ими пользоваться.

Читайте: Эмбарго Путина: как Яценюк фактически проиграл торговую войну

"За последние два года объемы торговли между Киевом и Москвой сократились на 2/3, – рассказывает эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – Еще в 2013 году продажа в Россию наших молочных продуктов и орехов составляла примерно 2% от общего экспорта, сегодня же эта цифра составляет 0,1%".

Если в первом полугодии 2014 года Украина продавала в Россию 8% от общего объема экспорта продовольствия, то за тот же период 2015 года доля России среди остальных стран уменьшилась до 2%. "Думаю, потерять такой небольшой процент не будет большой трагедией для Украины", – резюмирует он.

Россия, как известно, на протяжении последних лет старательно "выдавливала" украинские товары со своего рынка нетарифными методами, без объявления эмбарго, но получала не менее значимый эффект. "В итоге мы пришли к очень интересной ситуации: на украинском рынке можно найти значительно больше российских продуктов питания, чем украинских – на российском рынке", – констатирует экономический эксперт Борис Кушнирук.

Усилия уже бывшего главного государственного врача России Геннадия Онищенко и его команды позволили заполнить украинский рынок кондитерским изделиям "мейд ин Раша", замороженным товарам макаронным изделиям, чаям и другой продукции. Украинские же аналогичные товары в РФ постоянно подверзались подозрениям и обвинениям в "плохом качестве" и медленно покидали этот рынок сбыта. Эксперты допускают, что Украина может попытаться перекрыть Москве "чайно-кондитерский" краник, но маловероятно, что этот шаг сильно расстроит нашего соседа.

Читайте: Угроза все ближе: как эмбарго России повлияет на цены в Украине

"Львиная часть российского экспорта, в том числе и в нашу страну, – это энергоносители, – объясняет Кушнирук. – Например, в 2013 году, еще до Революции Достоинства, все российское машиностроение, включая продукцию "оборонки", составляло всего лишь около 5% от общего количества ее экспорта. Зато энергетическая составляющая в российском экспорте превышала 70% от общего объема. Другими словами, вся готовая продукция, которую экспортирует РФ, не является значимой для этой страны".

Поэтому какие бы усилия ни прикладывала Украина, пытаясь ответить на запрет, ситуация, по словам эксперта, в ближайшее время практически не изменится. Двухсторонняя торговля (та, которая еще осталась) уже фактически константа – составляет критическую величину и критическую же номенклатуру для обеих стран.

"Мы не заинтересованы в блокировании своей продукции, продаваемой на российский рынок. И Россия тоже не может позволить себе отказаться, – отмечает Кушнирук. – Например, мы поставляем в РФ урановую руду, взамен получая ТВЕЛы – топливо для атомных электростанций. Москва не может позволить себе демарш – отказаться от продажи нам этого товара, иначе она рискует существенно испортить свою репутацию как надежного партнера в сфере атомной энергетики. И многие страны, рассматривающие возможность совместного с РФ строительства атомных станций, задумаются: стоит ли доверять России подобные проекты".

Ну а если даже и решит отказаться, то мы сможем найти ей замену – Украина работает в атомной сфере с альтернативным поставщиком топлива – американской компанией "Вестингауз".

Читайте: Алексей Павленко: я не держусь за кресло, моя задача — показать миру, что может Украина

Подобная ситуация и у украинских экспортеров: наши товары для РФ тоже не являются критически необходимыми. Например, трубы большого диаметра, которые наши производители, преодолевая периодически появляющиеся трудности, реализует на российском рынке.

"Москва может приобрести их в Румынии или Германии, – говорит Александр Жолудь. – Да, они там дороже, да, налаживание поставок займет некоторое время, но ситуация для РФ опять же не является критической".

По данным Государственной службы статистики, товарооборот Украины с Российской Федерацией за 9 месяцев 2015 года снизился более чем в 2 раза. Экспорт украинских товаров в Россию упал на 55,6% – до $3,6 млрд против $8,1 млрд за аналогичный период прошлого года. Импорт товаров из РФ сократился на 47,9%, – до $5,5 млрд.

"Хотя еще в докризисном 2011 году наш экспорт в Российскую Федерацию составлял $19 млрд, – говорит Борис Кушнирук. – По моим подсчетам, вследствие очередного витка торговой войны мы можем потерять в пределах $1,5 млрд".

Читайте: Кремль пошел на попятную: продэмбарго может быть отменено

Выход из ситуации, однако, существует. И даже не один. Но украинские власти не спешат им пользоваться. Борьба с торговым давлением России должна быть не только зеркальной: товар за товар, но и не менее активной на других направлениях. Например, на политическом и дипломатическом поприщах. Очень эффективным был бы путь блокирования "Южного" и "Северного потока-2".

"Также мы должны подать иски к России по линии ВТО, можно увеличить плату за транзит российского газа по нашей территории – хотя бы до $10 за 100 километров. Крайне необходимо, наконец, сформулировать наши претензии к РФ насчет украденного имущества в Крыму, подать в международные суды претензии по Донбассу. Это в денежном исчислении составит сотни миллиардов долларов. Если бы мы это сумели сделать вовремя, то не получали бы сегодня таких странных претензий, как требование вернуть $3 млрд так называемого долга Януковича, – говорит директор Института трансформации общества Олег Соскин. – Однако наши власти почему-то не предпринимают таких шагов. Отсюда можно сделать вывод, что первые люди в нашей стране либо не умеют это делать, либо они невежды, либо же не хотят – потому что работают на Россию".

Российский рынок для украинских производителей становится все менее прибыльным и прогнозированным. Чтобы удержаться на плаву, они должны диверсифицировать если не бизнес, то хотя бы рынки. Хорошим полем (и проверкой) может стать не только Европейский союз, но и развивающиеся страны Азии и Африка.