Еврокомиссия предлагает "Газпрому" и "Нафтогазу" подписать промежуточный контракт на поставки газа до вынесения решения Стокгольмским арбитражным судом. Цена на газ – тоже "промежуточная". Будет ли иметь место такой "промежуточный" компромисс? Каким будет решение арбитража? Переживет ли Украина эту зиму без дополнительных поставок газа?
На эти вопросы в интервью "Обозревателю" ответил заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы с экспертом.
-Как вы смотрите на такое предложение?
-Если без предварительных условий и если по рыночной цене – тогда положительно.
-Какая цена сегодня устроит украинское правительство?
-Цена импортного паритета. Эта цена – коммерческая тайна компаний, которые покупают газ в Словакии и Польше.
-Насколько это распространенная практика – заключение промежуточных контрактов до решения суда?
-Мне не известны другие такие случаи.
-Если такой промежуточный контракт действительно будет заключен между "Газпромом" и "Нафтогазом", как быть с договоренностями о реверсных поставках газа из Европы?
-Сейчас не существует реверсных поставок. Существует декларация о намерениях, которая подтверждает возможность нескольких европейских операторов при наличии свободного ресурса поставлять его на украинский рынок. Подчеркиваю – это не реверс, поскольку поставки идут не по основной трубе, а по интерконнекторам, которые соединяют магистральные трубы и которые не подпадают под действие соглашений между "Газпромом" и европейскими операторами.
Это свободный объем, который существует в настоящее время на спотовом рынке. До апреля следующего года этот объем составляет 3 миллиарда кубометров. Точка. Больше никаких реверсов нет. Больше никаких контрактов нет.
-То есть в случае заключения контракта мы не будем нуждаться в этих 3 миллиардах кубометров?
-Кто вам такое сказал? А зачем покупать у "Газпрома" больший объем, чем нам требуется?
-Какой объем нам сегодня требуется?
-Яценюк говорил о том, что нам не хватает 5 миллиардов кубометров. Я вполне согласен.
-Каким может быть решение Стокгольмского арбитража и когда?
-Я думаю, что решение будет принято не ранее, чем через год. Каким оно будет? Я думаю, не в пользу Украины. Поскольку очень сложно ожидать положительного решения для стороны, которая хронически не платит по контракту за уже потребленное топливо. Если бы Украина заплатила долг за уже потребленный газ – тот, который был потреблен в прошлом году, в частности, в августе и декабре, - а также тот, который был потреблен за три месяца нынешнего года, по цене 268,5 долларов за кубометр, тогда можно было бы говорить о позитивном решении суда.
В отношении долгов после 1 апреля – тут у Украины просматриваются очень хорошие перспективы, поскольку там явное выкручивание рук, завышение цен, неучтение рыночной конъюнктуры.
-Сколько времени в запасе у "Нафтогаза" для оплаты этого долга с тем, чтобы повлиять на решение Стокгольма?
-Как появятся деньги, так следовало бы и заплатить. Его вообще следовало заплатить еще в апреле месяце. Но у нас почему-то кто-то решил, что денег нет.
-На самом деле деньги были?
-Дело в том, что такие долги платятся за счет заемных средств, которые потом реструктуируются и в конце концов списываются через бюджет. НАК "Нафтогаз" - полностью государственная компания, так что можно было бы каким-то образом этот вопрос решить.
-Допустим, что у нас не подписан промежуточный контракт, у нас 3 миллиарда газа, который мы получаем из Европы и свой собственный. Мы переживем этот отопительный сезон?
-Да. Нам не хватает 5 миллиардов кубометров газа, но сезон мы переживаем.
-На ком будут экономить?
-На нас с вами.
-Мы можем ожидать холодных батарей в квартирах?
-Само собой. И не только холодных батарей, но и отсутствия горячей воды, отсутствия газа в небольших дачных поселках, в селах – там, где есть параллельное снабжение теплом. Веерные отключения электроэнергии промышленных объектов и юридических лиц. Но я не скажу, что нас ожидают проблемы хуже, чем, например, в середине 1990-х.
В этом плане меня больше тревожит Донецкая и Луганская области. Там могут возникнуть очень большие проблемы. Там не только разрушена инфраструктура, там разрушены и дома. Разместить людей негде. Правда, вроде как Россия собирается поставлять туда газ по цене 150 долларов за тысячу кубометров. Тем не менее, в районах, пострадавших от военных действий, возникнут самые большие проблемы в в этот отопительный сезон.
А мы это переживем. Никакого энергетического коллапса, никакого замерзания не будет. Будет дефицит топлива и энергии, поэтому придется рассчитывать исключительно на собственные силы. Поэтому, если есть возможность утеплиться, если есть возможность применить какие-то альтернативные приспособления для генерации электрической и тепловой энергии, если экономить, то это все окажет намного больший эффект, чем помощь правительства.