Курс рубля продолжат падать, усугубляя неопределенность среди потребителей. Банки не спешат увеличивать ставки депозитов, но даже в случае их увеличения они не покрывают инфляции.
Продолжающийся обвал рубля заставляет россиян задуматься о том, что делать со сбережениями, если они у них есть. Кто-то предпочитает инвестировать последние рубли в импортные товары, например, технику, кто-то продолжает искать финансовые способы для сохранения средств на черный день, который, кажется, уже наступил. Чем нынешний кризис отличается от кризиса 1998-го года и какие возможности есть сегодня у частных инвесторов, выясняла DW.
Переходим на у.е.
"У меня ощущение, что меня поставили на счетчик, как в 90-х", - рассказывает учительница английского языка Нина Сергеевна. В октябре она была у зубного врача, и он попросил за свою работу 300 евро: "Я хотела расплатиться в рублях, которые у меня были при себе, но он наотрез отказался брать, сказал, что доверяет мне и попросил привезти потом евро". На следующий день Нина Сергеевна заболела, врач на немедленной оплате не настаивал. "По прошествии недели я увидела, что курс вырос с 52 до 58 рублей и решила подождать - вдруг упадет, но еще через несколько дней евро стал стоить уже 64", - рассказывает она. В итоге переплата составила около 4 тысяч рублей.
Врач, конечно же, поступил незаконно - в России разрешены расчеты только в рублях, но с падением курса национальной валюты число "черных" операций растет. "Это совершенно типично для кризиса", - объяснил DW профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте, бывший зампред Центробанка России Александр Хандруев. По его словам, это же явление, только в значительно больших масштабах, наблюдалось в конце 1990-х: "Тогда все было в так называемых у.е. (условных единицах), и каждый сам назначал им цену".
С одной стороны, хорошо, что с тех пор Россия стала жить в более цивилизованных условиях, и большая часть операций здесь теперь проводится в рублях, причем немалая их доля - безналичным способом, говорит эксперт. С другой стороны, уровень "долларизации" населения за счет этого резко сократился. "Люди привыкли жить в рублях. Если в 1998 году до 40 процентов вкладов физические лица хранили в валюте, то сейчас эта доля сократилась примерно до 15 процентов", - говорит Хандруев. Получается, что и шок от обвала рубля сейчас оказывается сильнее.
Другие условия, другое поколение
Люди, которым сегодня 30-40 лет, помнят о дефолте 1998 года в основном по рассказам родителей. Получается, что наиболее активные граждане сегодня имеют довольно отстраненное представление о кризисе. "Сегодня население менее адаптировано к происходящему. К 1998 году люди уже привыкли жить в условиях высокой инфляции. Все было иначе. К тому же тогда за кризисом последовал 10-процентный экономический рост, а вместе с ним и рост зарплат. Сегодня ожидать этого не приходится", - говорит Хандруев.
"Я ничего не планирую, радуюсь только тому, что все свободные деньги этим летом потратил на отпуск в Европе, - рассказал DW менеджер Сергей. - Осталась пара десятков тысяч рублей, хочу успеть до Нового года купить хорошую итальянскую кофеварку, а дальше хоть трава не расти". По словам Сергея, делать сбережения больше он не собирается. "Следующим летом никуда не поеду. Смысл копить? Купишь сейчас валюту, а вдруг она обвалится. И с рублем все непонятно".
Хранить в банке или в банке
И все же некоторые эксперты считают, что паниковать и беспорядочно избавляться от рублей не стоит. "Обратите внимание, банки уже начинают реагировать на рост ключевой ставки ЦБ и повышают ставки по своим депозитам", - сообщил DW финансовый аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин. По его мнению, имеет смысл присмотреться к новым ставкам и сделать рублевый депозит.
DW проанализировала информацию о вкладах на официальных сайтах наиболее популярных среди частных лиц банков России по состоянию на 17 декабря. Среди входящих в топ-10 кредитных организаций лишь "Альфа-банк" изменил ставку по вкладам после 15 декабря, когда ЦБ поднял свою ключевую ставку до 17 процентов. Сайт "Сбербанка" находится "на профилактических работах". Его пресс-служба при этом заверяет в "повышении ставок по вкладам", не уточняя детали. А оператор "Сбербанка", отвечающая на звонки клиентов, заявляет, что максимальная ставка по вкладу на сегодня составляет 9 процентов. "Повышение процента вслед за ставкой ЦБ - это пока только разговоры", - уверена она.
Аналогично реагирует на запрос потенциального вкладчика и оператор "Райффайзенбанка". По ее словам, "растет процент по кредитам, но не по депозитам". На сегодня в "Райффайзенбанке" максимальный процент по вкладу составляет 9,9 процента годовых. В банке "ВТБ-24" DW заявили, что в настоящее время решения по вопросу об изменении ставок по кредитам и депозитам нет.
Максимальная ставка "ВТБ-24" на сегодня составляет 9,25 процента, Банка Москвы - 13 процентов, "Газпромбанка" - 9,4 процента, "Россельхозбанка" - 12,7 процента (корректировка была проведена 13 декабря). Пресс-службы всех упомянутых банков (за исключением "Сбербанка" и "ВТБ-24") ответили на запросы о своих дальнейших действиях молчанием.
Инфляция все съест
Александр Хандруев уверен в том, что банки все же рано или поздно будут вынуждены поднять ставки по депозитам. Но это никому не поможет, полагает он. "Допустим, поднимут до 14 процентов, а реальная инфляция будет 20. Выходит, что реальная ставка все равно будет отрицательной", - говорит Хандруев. Да и банки при этом потеряют. Ведь очевидно, что они увеличат процент по кредитам, а "это автоматически влечет за собой рост невозврата", - прогнозирует экс-зампред ЦБ.
Директор "Проекта национального развития", экс-начальник валютного управления Центробанка Андрей Черепанов отмечает еще один факт. Поняв, что ставки в некоторых банках будут увеличиваться, а в других оставаться неизменными или расти не так быстро, люди начнут снимать деньги со счетов. "И это опять же чревато разгоном инфляции. Где гарантии того, что они их снова положат на депозит? Их нет. Получается, увеличение ставки ЦБ лишь провоцирует к панике и трате рублей, а значит - инфляции", - говорит эксперт.