Так начнется выход Греции из еврозоны или нет?
Глубоко ошибочно впечатление, что достаточно предотвратить дефолт Греции 30 июня, и ситуация стабилизируется. Без третьего пакета помощи банкротство наступит в июле-августе.
Шансы Греции удержаться в еврозоне тают с каждым днем. Правда, политики - как в Афинах, так и в Брюсселе, Берлине и Париже - продолжают делать заявления о том, что договоренность между должником и кредиторами еще достижима и даже близка. Однако все труднее отделаться от впечатления, что с подобными заявлениями выступают теперь уже в основном для того, чтобы не оказаться в глазах общественности и в учебниках истории главным виновником того, что случится. Никто не хочет брать на себя роль судьи, принимающего окончательное решение об отключении безнадежного пациента от аппаратов жизнеобеспечения.
Дефолт по сути дела уже наступил
Весьма интенсивные, но бесплодные переговоры последних дней могли создать иллюзию, что достаточно только по-настоящему захотеть и проявить готовность к компромиссам, как будет согласована долгосрочная программа выхода Греции из кризиса. На самом же деле речь идет всего лишь об условиях выделения последнего транша денег из заканчивающегося второго пакета помощи. Денег, которых Греции в лучшем случае хватит на несколько недель.
Несравнимо более серьезная проблема состоит в том, что Афинам срочно нужно либо крупномасштабное списание долгов, либо новый, третий пакет помощи объемом как минимум в десятки миллиардов евро, а лучше всего - и то, и другое. Но об этом в европейских столицах в данный момент предпочитают даже не вспоминать - и уж тем более не говорить вслух, опасаясь отрицательной реакции парламентов и избирателей во всей еврозоне. Так что пока все усилия сосредоточены на том, чтобы предотвратить дефолт к 30 июня.
Строго говоря, дефолт Греции уже наступил. Ведь Афины ни 5 июня, ни 12 июня не обслужили свои обязательства перед Международным валютным фондом (МВФ). Правда, руководство фонда пошло навстречу правящему в стране движению левых радикалов СИРИЗА и разрешило ему перевести все четыре июньских транша на общую сумму в 1,6 миллиарда евро к концу месяца. Но совершенно непонятно, располагает ли греческое правительство такими средствами. Скорее всего, нет.
Для чего от Греции требуют программу реформ
В то же время Греции в рамках второго пакета международной финансовой помощи все еще причитаются 7,2 миллиарда евро. Эти средства прежнее греческое правительство могло получить еще в конце прошлого года, однако в Афинах в результате обострившейся борьбы за власть были объявлены досрочные парламентские выборы, и кредиторы приостановили их выплату, связанную с определенными условиями.
Срок действия второго пакета помощи Греции должен был закончиться 28 февраля 2015 года. Однако страны Евросоюза продлили его до 30 июня (в Германии за это голосовал бундестаг), чтобы дать новому правительству Греции, пришедшему к власти в конце января, время разработать и согласовать с кредиторами свою программу реформ.
Среднесрочная задача таких реформ состоит в том, чтобы вернуть греческой экономике международную конкурентоспособность и обеспечить стране стабильный первичный профицит государственного бюджета, т.е. превышение доходов казны над ее расходами без учета выплат по долгам. А вот в обслуживании непосильной задолженности кредиторы готовы помочь Греции, поскольку прекрасно понимают: без их поддержки эта страна в кратчайшие сроки окажется банкротом.
Почему движение СИРИЗА тянет время?
Таким образом, тройка кредиторов - Европейский союз, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд - специально выдают греческому правительству деньги на то, чтобы оно платило по долгам, в том числе и долгам все тому же МВФ. Подобное перекладывание средств из одного карман в другой только на первый взгляд выглядит абсурдным. Пока такой круговорот действует, Греция считается на мировом финансовом рынке платежеспособным государством и может рассчитывать на средства частных кредиторов и инвесторов.
Итак, продлив на четыре месяца срок действия второго пакета помощи, европейцы потребовали от нового правительства через два месяца, к концу апреля, представить им новую программу реформ. Дело в том, что движение СИРИЗА выиграло выборы на лозунге решительного отказа от режима жесткой экономии и уже проведенных реформ, которые были объявлены антинародными и навязанными извне. Поэтому, придя к власти, левые радикалы отменили целый ряд мер, принятых прошлым греческим правительством. В результате текущее финансовое положение страны стало резко ухудшаться.
К концу апреля греческое правительство программу реформ так и не представило. Ее нет и по сей день. О причинах такой задержки в ситуации, когда важен буквально каждый день, можно только гадать. Рассказывая о происходящем, многие немецкие СМИ прибегают к образу партии в покер.
Они считают, что движение СИРИЗА и ее лидеры сознательно тянут время, полагая, что европейские кредиторы из политических и экономических соображений побоятся выхода Греции из еврозоны, а потому в конце концов дадут им деньги на условиях Афин. В частности, греческое правительство категорически отказывается повышать налог на добавленную стоимость и сокращать размеры пенсий, но убедительных контрпредложений, как увеличить доходы казны, не выдвигает.
Но даже если Афины представят в ближайшие дни на бумаге приемлемый план реформ: где гарантии, что левые радикалы из СИРИЗЫ захотят и сумеют эффективно претворить их в жизнь? Ведь самое фатальное в этой затянувшейся игре состоит в том, что нынешнее греческое правительство основательно (окончательно?) подорвало доверие к себе. В такой ситуации трудно представить себе переговоры о списании долгов или формировании третьего пакета помощи. А без него дефолт наступит, скорее всего, уже в июле-августе, когда предстоят следующие крупные выплаты.