Мавроди рушит свою пирамиду
Финансовая пирамида МММ-2011 готовится повторить судьбу первой МММ. Вкладчики в панике забирают свои деньги, теряя до 50% вкладов, пытаясь спасти хоть что-то. Но Сергей Мавроди призывает своих поклонников к спокойствию, уверяя, что происходит не дефолт, а "перезагрузка".
Мавроди сделал это снова
Основатель пирамиды Сергей Мавроди объявил о снижении доходности по депозитам с 40% до 10% в месяц. Кроме того, отменяются бонусы и другие поощрения, которые были приняты в МММ-2011 и составляли до 50% от суммы вклада.
Сам Мавроди объясняет свои действия необходимостью провести "перезагрузку" пирамиды и называет происходящее "операцией "Феникс". "Я уверен, что это второе дыхание, и мы, как Феникс, возродимся", - говорит основатель МММ.
Однако эти увещевание людей не успокаивают. Большинство понимает, что после того, как их финансы сгорят дотла, возрождаться из пепла будут не вкладчики, а сам Сергей Мавроди. Ему это удавалось не раз. Не потопил предприимчивого строителя пирамид даже развал МММ в 1994 году, когда пострадало 10-15 миллионов вкладчиков, а 50 человек покончили жизнь самоубийством.
Возродившись из пепла первой МММ, Мавроди создает МММ-2011 и вводит внутреннюю валюту – мавро. Удивительно, но в новую схему добровольно было вовлечено порядка 2,5 миллионов человек.
При этом Мавроди ничего не обещал. Более того, он открыто заявлял: "Предыдущим выплачивается только за счет последующих! Никаких иных источников дохода здесь НЕ-Е-ЕТ!!! Нет, нет и нет! И быть не может". А также предупреждал: "Даже если вы будете следовать четко всем инструкциям, вы все равно можете "проиграть". "Выигрыш" вам все равно могут не заплатить. Без всяких на то причин и объяснений".
Но запах бесплатного сыра настолько одурманил начинающих финансовых воротил, что они исправно относили деньги в МММ. А затем, как и обещал Мавроди, проиграли. Из-за паники вокруг "операции "Феникс" "люди массово скидывают мавро, продают их с огромным дисконтом, в 40–50% от номинала, лишь бы выручить хоть какие-то деньги", – пишут участники пирамиды.
Характерно, что теперь пострадавшие, скорее всего, начнут предъявлять претензии государству за то, что не защитило их от мошенников. Но защиты "от дурака" не существует. Если даже трагический опыт 1994 года не научил людей держаться подальше от финансовых пирамид, и даже не выработал иммунитета ко всем схемам Мавроди, то здесь уже ничего не поделаешь.
Политическая пирамида Болотной
МММ неискоренима и, как и другие аферы, работает на карман своего создателя потому, что опирается на обычные человеческие слабости. Похожие схемы часто встречаются и в политике – например, возвращение так называемых либералов в общественную жизнь страны.
Кстати, характерно, что сам Сергей Мавроди тоже активно высказывался против действующей власти, называя ее представителей "жуликами и ворами". И как вкладчики верили Мавроди, верили в нереальный процент прибыли, в будущие виллы в Испании и автомобили бизнес-класса, которые заработают с помощью МММ, так участники митингов верят, что их лидеры приведут их к восстановлению справедливости, честным выборам и победе над коррупцией.
Разрушить эту слепую веру не удается даже видео-свидетельствам того, что лидеры Болотной хотят совсем другого. Они хотят захвата власти, в чем признался недавно депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев. Они устраивают провокации, как это было 6 мая на Болотной площади. Но поверить в то, что лидеры Болотной лгут обычным протестующим – это огромный удар по самолюбию тех, кого увлекла история с "белыми лентами". Это все равно, что признать МММ финансовой аферой, а не гениальной схемой по зарабатыванию денег. Поэтому вкладчики и митингующие продолжают отстаивать свои разваливающиеся идеалы. Одни упорно покупают мавро, другие верят и поддерживают откровенные информационные провокации и фейки, как это было с беременным хипстером и ранцевым электрошокером. Но когда политическая пирамида Болотной рухнет, как это происходит сейчас с МММ-2011, протестующие с белыми лентами вновь обвинят в этом власть. Ведь себя винить гораздо сложнее, чем перекладывать ответственность на других.