Греческий дефолт: начало или конец?

Греческий дефолт: начало или конец?

Весь прошлый год мировая общественность прожила в страхе: наступит или не наступит Апокалипсис, если в Греции произойдет дефолт? Что ж, рано или поздно любым ожиданиям суждено осуществляться. Так произошло и с Афинами. На днях международное рейтинговое агентство Moody's объявило о дефолте Эллады. Как пояснили аналитики агентства Moody's, причиной объявления в Афинах дефолта оказался процесс обмена государством своих долговых обязательств для частных кредиторов. «По оценкам Moody's, эта сделка представляет собой «обмен в условиях бедственного положения", что означает долговой неплатеж», - отмечают эксперты.

Несколькими днями раньше масла в огонь подлили коллеги из Standard & Poor's и Fitch. Если первые в начале марта понизили кредитный рейтинг греков до «выборочного дефолта», то последние заявили: завершение обмена государственных бумаг Греции, принадлежащих частным инвесторам, может оказаться основанием для признания дефолта страны.

Интересно, почему же эти рейтинговые «акулы» так ополчились на бедных как церковная мышь греков? Все просто: эксперты посчитали, что Тройка кредиторов – МВФ, Евросоюз и ЕЦБ – слишком долго затягивали решение вопроса о старте антикризисной помощи Греции, которая была утверждена еще осенью 2011-го. Ожидая, что частные инвесторы реструктуризируют госдолги Афин (что позволило бы списать минимум 100 млрд евро из 230 млрд евро, как ранее озвучивали европейские политики), кредиторы слишком затянули время по предоставлению финансирования. В итоге наступил март. Месяц, в котором Греция уже должна была погасить очередные платежи по своей многомиллиардной еврозадолженности. Как в этой непростой ситуации, скорее всего, рассуждали аналитики рейтинговых агентств? Сроки подошли, процедуры по погашению долгов не завершены. Что делать? Объявлять дефолт по долговым обязательствам.

Иначе говоря, каков вывод аналитиков кредитного агентства? Неважно, завершена реструктуризация госдолгов в частном секторе или нет, важно другое: если долги не погашены (так как на тот момент Тройка кредиторов еще не предоставила финансирование грекам), значит, страна не может выполнить свои обязательства – а это дефолт.

Попала вожжа под хвост

Надо заметить, решение Moody's об объявлении в Греции дефолта заставило европейских лидеров хорошенько пошевелить мозгами. В итоге Тройка кредиторов едва ли не молниеносно одобрила предоставление Афинам финансовой помощи. Речь идет о возобновлении кредитной программы в рамках второго транша в размере 130 млрд евро.

По большому счету, у ЕС, ЕЦБ и МВФ не было другого выхода, ведь Афины выполнили все условия кредиторов. Сокращают бюджетников (150 тыс. человек), урезают зарплаты (минималка – на 22%), пенсии, социальные выплаты, в общем, экономят буквально на всем. А тут еще и добились реструктуризации государственных долгов от частных инвесторов, хотя далеко не все частники собирались добровольно отдавать свои бумаги. Их и понять можно, ведь в итоге такого обмена кошельки частных кредиторов существенно похудели.

Напомним, 24 февраля, греческое правительство направило официальное письмо банкам, страховщикам, инвесткомпаниям и прочим частным кредиторам, в котором предложило обменять старые долговые бумаги на новые. Обновленные гособязательства имеют срок обращения 11-30, а средняя ставка – 3,65% (причем, как правило, ставка должна расти от 2% до 4,3%). Таким образом, номинальная стоимость облигаций, которые попали под пресс реструктуризации, должна бытьснижена на 53,5%. «На каждые 100 евро старых долговых бумаг инвесторы получат новые облигации номиналом 31,5 евро и дополнительно краткосрочные бумаги Европейского фонда финстабильности номиналом 15 евро», - отметили представители греческого правительства.

А если ко всему вышеизложенному добавить, что частным кредиторам Греции принадлежит около 206 млрд евро государственного долга, становится понятно, что при потерях частников в 53,5% правительство может неплохо сэкономить. Так, в принципе, и произошло, когда Афины заявили о завершении реструктуризации. Как сообщили представители греческого Агентства по управлению государственным долгом, в результате обмена госбумаг в частном секторе страна полностью освободилась задолженности на сумму 177,25 млрд евро. К слову, те частные инвесторы, кто не хотел добровольно расставаться со старыми госбумагами, были вынуждены это сделать под прессом греческого права и государственных рычагов.

Много шума из ничего

Что ж, в принципе, прогнозы по дальнейшей реализации антикризисной программы в Афинах являются вполне оптимистичными. Эти выводы можно сделать хотя бы на основании заявлений европейских политиков, которые, безусловно, не ожидали, что за счет частного сектора удастся сократить госдолг Греции на 177,25 млрд евро (по первоначальным прогнозам, была озвучена цифра в 100 млрд евро).

Кстати, такие обмены будут проводиться и в будущем, с той лишь разницей, если сейчас заверена реструктуризация госдолга, выпущенного в рамках греческого права, то позже будет проведен обмен и госбумаг, которые подчиняются иностранному праву.

Таким образом, теперь евролидеры не исключают, что к 2020 году уровень госдолга может снизиться до 116% по отношении к ВВП, вместо озвученного ранее прогноза в 120-121,5% от ВВП.

Нельзя не отметить, что в эту бочку меда оптимизма может быть добавлена ложка дегтя пессимизма. Дело в том, что отдельные европейские политики не исключают того, что в перспективе Греции может понадобиться от Тройки кредиторов еще один – третий по счету - кредитный транш.

«Никто не может исключить, что Греции в какой-то момент потребуется третье спасение», - на днях в очередной раз заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.

Напомним, «Обозреватель» уже писал о том, что аналитики Международного валютного фонда посчитали: если действия Тройки кредиторов по выводу Греции из кризиса не будут достаточно жесткими, тогда Афинам понадобятся дополнительные средства – минимум 50 млрд евро, максимум 245 млрд евро.

Интересно, как же дальше будет чувствовать себя экономика Греции после выше описанных хирургических операций? Пока непонятно. Однако эксперты, опрошенные «Обозревателем», уверены, в этом году Афинам больше не страшен Апокалипсис.

«Дефолт Греции, который на днях объявило кредитное агентство Moody's, никак не отразится на простых людях. Это касается только государственных долговых бумаг. Но раз обмен произошел успешно, то основные риски уже прошли. Выборочный (технический) дефолт означает лишь временную неспособность страны погашать свои долги, но это не означает, что Греция полностью отказывается от своих обязательств. В этом году больше серьезных рисков от Афин ожидать не приходится, надо обратить внимание на другие экономики ЕС», - пояснил нам президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Согласен с коллегой и руководящий партнер «Капитал Таймс» Эрик Найман: «Обычным украинцам не стоит беспокоиться. События в Греции не повлияют на украинский банковский сектор, так как выборочный дефолт страны, по версии Moody's, касается долгов государственного сектора, и если страна временно не может выполнять свои обязательства, это лишь временное, а не постоянное явление. Поэтому украинцам паниковать не стоит, в спешке забирая свои вклады. Хотя сегодня, скорее, можно доверять украинским или российским банкам, нежели с европейским капиталом. В ЕС все-таки есть проблемы, и это может влиять на стабильность этих банков. Но, думаю, если в этих банках и будут трудности в этом году, то вряд ли они будут серьезные. Пока что все спокойно».

А что с евро?

По словам Александра Охрименко, на курс евро события в Афинах никак не отразятся: в краткосрочной перспективе курс евровалюты будет колебаться в районе 9,80-10,80 грн за один евро. А по мнению Эрика Наймана, курс евро не опустится ниже 10 грн. за одну купюру.