Комментарий: ЕЦБ играет на руку левым партиям юга Европы
Экономические реформы - дело непростое. Для некоторых стран они могут быть очень болезненными. Однако денежный поток со стороны Центробанка может ослепить, считает Барбара Везель.
Чтобы сразу было понятно: такого особенного эффекта глава ЕЦБ Марио Драги точно не планировал. При этом было ясно, что время, которое он выбрал для анонса гигантских денежных вливаний в переживающую спад экономику еврозоны, крайне непростое: подобные меры денежно-кредитной политики, объявленные за три дня до парламентских выборов в Греции, не могут не оказать своего влияния.
И кому они играют на руку, давно ясно: в лагере сторонников Алексиса Ципраса, лидера Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) царит небывалое воодушевление - мол, наконец-то Европейский центробанк протянул руку помощи бедным грекам. Якобы, сейчас появляется прекрасная возможность избавиться от долгов, завершить разрушительную политику жесткой экономии и способствовать тому, чтобы греческая экономика вновь пошла в гору. Ципрас уже даже объявил, как он это себе представляет: в процессе скупки ЕЦБ гособлигаций можно с использованием технических методов как бы ликвидировать долги государства таким образом, что это никак не скажется на европейских налогоплательщиках.
Денежный поток ослепляет
Как именно должен функционировать подобный фокус не совсем ясно. Однако само объявление Центробанка о том, что он готов "включить печатный станок", вызвало в Афинах эйфорию. Это, якобы, означает конец ненавистной политики экономии, которая душит страну. Вместо этого можно тут же разом инвестировать 11 миллиардов евро на то, чтобы отменить все меры, которые предприняло переходное правительство: снова взять на работу уволенных чиновников или отменить скандальный налог на недвижимость.
Вместо всего этого СИРИЗА полагает, что бюджет государства теперь будет пополняться напрямую из Франкфурта-на-Майне, где, начиная с мая, все будут просто купаться в деньгах. Именно такой сценарий обещает партия своим избирателям: довольно затягивать пояса, нас ждет денежный поток. И Марио Драги может хоть трижды объяснять, что не это имелось в виду, и исключить Грецию из программы скупки гособлигаций. Избиратели в Греции - если верить последним опросам - искренне верят в идею спасения извне.
И хотя правительство в Берлине и Еврокомиссия в Брюсселе уже заранее обрисовали свою позицию - зона евро может прожить и без Греции, взятые обязательства и договоренности будут выполнены и так далее, - запах триллиона евро, который до осени 2016 года должен дождем пролиться на еврозону, перевешивает любые угрозы и предостережения. Даже здравомыслящий министр финансов все еще действующего коалиционного правительства в Афинах считает, что это несправедливо - наказывать Грецию за ее слабости и лишать ее внезапного денежного благословения, исключая из программы скупки гособлигаций.
На самом деле эффект подобного решения выходит далеко за рамки Греции: воодушевление греческих левых уже активно поддерживает набирающее популярность движение "Подемос" в Испании. Там также раздаются лозунги - долой экономию, да здравствуют инвестиции! Жаль только, что до сих пор ни один из юных героев в Мадриде или Афинах не предоставил экономическую программу, из которой стало бы ясно, каким именно образом они хотят обеспечить устойчивый экономический рост у себя в стране.
У новых левых нет экономической программы
Декларируемая этими партиями цель - отвратить остальную Европу от ее южных стран, создавать одно левое правительство за другим, которые в итоге смогут противостоять немецкому диктату, ориентированному на жесткую экономию. Такое вполне возможно, учитывая результаты демократических выборов, только вот до сих пор не было представлено никакого плана, как, находящиеся в кризисе национальные экономики, собираются восстанавливаться, если Ангела Меркель (Angela Merkel) больше не будет выступать в устрашающей роли финансово-политического контролера.
Однако ситуация становится еще более опасной для еврозоны, если взглянуть на реакцию итальянского премьер-министра Маттео Ренци на планы ЕЦБ увеличить денежную массу: по его словам, это служит важным сигналом изменения общего курса развития зоны евро. Премьер-министр Италии хотя и пообещал проведение множества необходимых реформ, до сих пор не реализовал практически ничего из обещанного. Политические структуры в Италии крайне негибкие. А теперь, если еще исчезнет и дамоклов меч постоянной нехватки денег, пропадет и любое желание двигаться по пути реформ.
Не столь драматично, но схоже, если судить по последствиям, положение и во Франции: президент Франсуа Олланд также не раз заявлял о своем желании реформировать чрезмерно зарегулированный рынок труда и социальную систему. Пока же он продвинулся максимум на полшага - а предстоит еще целый марафон.
Так что самая большая угроза для еврозоны выглядит следующим образом: у правительств стран юга Европы плюс Франции появилось ощущение, что худшее уже позади. Они получают деньги для инвестиций, могут создать некоторый экономический подъем и спокойно жить, как и прежде. И Марио Драги может возмущаться сколько угодно: более чем вероятно, что все пойдет именно по такому сценарию.
Автор: Барбара Везель, обозреватель DW