Возможны ли экономические реформы во время войны − для Украины этот вопрос слишком узок. Более правильным будет: возможны ли в Украине реформы вообще? Наша 22-летняя история, в том числе 6-месячная история "новой" власти, свидетельствует, что Украина и реформы − вещи просто несовместимые! Почему так? Ответ вроде простой − украинская "элита" принимает только популистские решения, и явно при этом ворует. До сегодняшнего дня народ выступал против коррупции, но никогда − против популизма.
Настоящие экономические реформы несовместимы ни с популизмом, ни с коррупцией. Их результатом всегда является повышение зарплаты, доходов, прибылей тех, кто много, продуктивно, креативно, инновационно и честно работает, в том числе за счет уменьшения количества и доходов коррумпированных чиновников, социальных паразитов, теневого бизнеса и просто тех, кто работает мало и непродуктивно.
Выскажу, может, парадоксальную, но для меня бесспорную истину. Война началась именно в Украине, потому что там не было реформ, Украина стала самой бедной, а потому и самой слабой страной в Европе. Люмпенизация востока страны, с одной стороны, и милитаризация России, с другой, стали основой для развязывания войны Путина именно против Украины. В природе хищник для нападения всегда выбирает слабое животное, а в нашем случае − страну, и такова не реформированная Украина. Разве осмелился бы даже такой непредсказуемый президент, как Путин, напасть на 45-миллионную страну, где в экономике и армии порядок, где царит справедливость, где растут зарплаты и пенсии, где искоренена коррупция, а потому присутствует много иностранных инвестиций и интересов? Думаю, что даже Путин к такой стране относился бы с уважением. Выскажу еще более парадоксальную мысль: остановить войну в Украине смогут только решительные и радикальные реформы. Не пацифизм и конформизм, не мирные планы и переговоры (хотя они тоже полезны в правильном формате), а только реформы.
Дело в том, что Владимир Путин настроен на уничтожение Украины не только военными действиями, но и экономическими, политическими, информационными. Его экономисты, кстати, с помощью АН Украины, вычислили оптимистический и реалистический сценарии развития украинской экономики на 2014-2015 годы. Суть этих расчетов − доказать Западу, что Украину он не прокормит (не прокредитует). Уже на 2015 год они прогнозируют дефицит платежного баланса Украины почти в $100 млрд по реалистичному сценарию, что будет означать дефолт. Дело в том, что МВФ вместе с ЕС считают, что Украине для выхода из кризиса достаточно $18-20 млрд на текущий и следующий годы. Этих средств действительно хватило бы, но при условии проведения реформ. Важно осознать также, что Путин будет делать все возможное для реализации плана банкротства Украины − это и уничтожение украинских заводов с инфраструктурой, и запрет импортировать в Россию ключевые украинские товары, и блокирование проведения экономических реформ с помощью армии агентов ФСБ в Украине.
Итак, план Путина нацелен на дефолт Украины уже в 2015 году. Вместе с ним терпит фиаско и ассоциация с ЕС. Более того, банкротство Украины будет свидетельствовать, что она не может существовать в Западной цивилизации, ее место − в московско-православной цивилизации под патронатом России! Украинский народ ошибся...
В предыдущей статье "Война цивилизаций" приводились расчеты, сколько времени до банкротства осталось России: при условии неизменности санкций и политики Путина − примерно два с половиной года. То есть, по этому сценарию, дефолт России состоится в начале 2017 года. Избежать этого и победить Запад Путин сможет только таким ходом событий: он вместе с украинской московско-православной элитой экономически уничтожает Украину в 2015 году (курс 15-20 грн/$, падение ВВП − 7-8%, падение доходов украинцев на 10-15%, дефицит платежного баланса − $40-50 млрд). В 2016 году Путин приостанавливает как военные действия, так и наиболее грубые способы влияния на Украину и ЕС. Санкции США и ЕС отменяются. Россия избегает дефолта, и Путин достигает своей цели.
Почему я уверен, что Путин будет действовать именно так? Потому что другой игры у него просто нет, и в эту игру уже вовлечены его новые украинские друзья. Разве курс в 15 грн/$ − не элемент этой игры? Если брать финансовую систему России, то, кажется, она все еще достаточно прочна: золотовалютные резервы центрального банка − 15% ВВП, совокупные резервы суверенных фондов − 9,1% ВВП. В то же время расходы на армию − 3,2%, а на национальную безопасность − 3,1% ВВП.
Но экономика России вошла в рецессию, цены на нефть и газ падают, бюджет выполняется с дефицитом около 1% ВВП. Экономический блок правительства России достаточно открыто советовал президенту отказаться от милитаризации экономики и популистских решений по увеличению социальных расходов в бюджете 2015 года. Но Путин пошел на увеличение военных расходов и популизм на 1,5 трлн рублей в 2015 году, что приведет к бюджетному дефициту в 2% ВВП. Это означает, что народ будет поддерживать Путина в следующем году, но в 2016-м он уже не будет иметь возможностей для популизма... Итак, следующий год является решающим как для Украины, так и для Путина. Украина или реформируется, или обанкротится как экономически, так и цивилизационно.
Так сложилось, что власть в 2014-2015 годах будет принадлежать команде Порошенко – Яценюка. Скажу прямо: в таком составе "реформаторов", который мы видим сейчас, ни о каких реформах не может быть даже мысли. Эту команду надо, во-первых, очистить от пятой колонны и усилить специалистами. Во-вторых, предоставить президенту и премьер-министру Украины иммунитет от уголовного преследования в течение пяти лет после отставки, а также гарантировать защиту их имущественных прав, которые они задекларировали. Для этого необходимо принять соответствующий закон. Что должна сделать команда реформаторов за полгода?
Начать необходимо с радикального уменьшения ВВП, который перераспределяется через бюджет и социальные фонды (не более 33%). Такой шаг существенно увеличит оборотные средства бизнеса и доходы украинцев, что создаст дополнительный спрос для роста ВВП и обеспечит потенциальный рост соответствующим финансовым ресурсом.
Вторым шагом реформирования бюджетной политики должно стать перераспределение доходов в пользу молодежи – тех, кто создает национальное богатство. Третьим шагом должно стать перераспределение доходов в пользу местных бюджетов с 43% сегодня до 60% в 2015 году. Такие шаги позволят значительно уменьшить налоги за счет сокращения расходов бюджета почти по всем статьям, кроме расходов на оборону и культуру. Более того, они должны прекратить эмиссионное финансирование бюджета Национальным банком Украины, что положительно повлияет на курс гривны. Без такой реформы бюджета и пенсионной системы катастрофа неизбежна.
Приведенные выше шаги создают лишь предпосылки для экономического роста. Сам рост возможен, когда заработают механизмы рыночной экономики, и в первую очередь – кредитный и инвестиционный. Сейчас не правительства, а центральные банки играют первую скрипку в создании условий для экономического роста. Поэтому главной функцией НБУ сегодня должна стать поддержка этого роста при условии финансовой и ценовой стабильности. Именно НБУ при поддержке правительства должен обеспечить ежегодный рост кредитования на уровне 15-25% по нормальным для бизнеса и людей ставкам (инфляция плюс 4-6%). Нормальная инфляция на 2015 год – 5%. Это означает, что в следующем году должны доминировать ревальвационные тренды по гривне. Способен ли сейчас НБУ на такую монетарную политику? Очевидно, нет. Его руководящий состав надо существенно обновить.
Успех реформ будет зависеть от того, приближают ли они такое состояние украинского общества, где царит справедливость, а не привычный для украинской "элиты" социальной популизм. Украинцы после двух Майданов уже просто чувствуют социальную нечестность. Я уверен, например, что они поддержат пенсионную реформу, в том числе и увеличение возраста выхода на пенсию, при условии ее справедливой дифференциации – увеличения минимального размера пенсий за счет ограничения максимальных пенсионных выплат. Разумно проведенная пенсионная реформа также должна создать стимулы для длительной и напряженной трудовой деятельности украинцев и легального получения доходов. Более того, она – реформа – должна начать накопление финансовых ресурсов для долгосрочных инвестиций в экономику Украины.
Последнее, что стоит отметить: война только усложняет экономические реформы, но не блокирует их. Война довела курс гривны до 10, а НБУ с экономическим блоком правительства – до 15 грн/$. Война обусловила падение ВВП на 3-4%, а отсутствие реформ доведет спад ВВП в 2014 году до 7-8%! Война блокирует внешние частные инвестиции и кредиты, но НБУ и правительство не создали условий для внутренних кредитов и инвестиций. Именно примитивные административные методы регулирования валютного рынка обусловили утечку и дефицит валюты в Украине.
Команда Порошенко – Яценюка не имеет морального права и времени медлить с реформами. Поэтому давайте начнем реформы с принятия закона об их политическом иммунитете.