Без надежды: кто похоронит рубль
Валютная война ширится. Она давно стала мировой. Курсы национальных валют и евро затеяли девальвационую гонку. Приз победителя — новые рынки за счет бонуса, который падение курса валюты вручает экспортерам, а значит, шанс на дополнительный экономический рост. Или — в российском случае — шанс на замедление падения за счет также стимулируемого импортзамещения. Мировой рынок переваривает новый курс юаня. Вчера девальвацией отметился казахстанский тенге.
Об этом пишет "Московский комсомолец".
Казахстанская валюта подешевела на 3,5%. Падение произошло за 13 минут до закрытия торговой сессии на валютной бирже. У Нацбанка было достаточно времени, чтобы вмешаться, но он этого не сделал. Вместе с тем эксперты считают, что тенге — а он, как и рубль, относится к зависящим от цен на сырье валютам — остается переоцененным. Так что его девальвация неудивительна.
Читайте:
Назарбаев огорошил мир новыми ценами на нефть
Казахстан — член Таможенного союза, и, если девальвация тенге ускорится, это обязательно скажется на торговом балансе двух стран. Российский экспорт подорожает, а импорт — подешевеет. Почувствуют это в первую очередь на приграничных территориях.
Тенге, конечно, не входит в элитный валютный клуб. Даже рубль будет чином повыше. Но и рубль, и тенге в том общем тренде, который определяет не зависимость курса валюты от тех или иных товаров, а общая экономическая политика.
Читайте:
Банк России снова не смог удержать доллар: очередной рекорд
Застрельщиком (термин для войны, пусть валютной, самый подходящий) выступила Федеральная резервная система США. Именно она сделала модной и почти безальтернативной, политику снижения курса валюты. Все эти количественные смягчения и удержание процентной ставки на уровне, при котором хранить деньги в банке становится бессмысленным, — ноу-хау ФРС. Расчет был на поддержку американской экономики, и он оправдывался. Но эстафету смягчения денежной политики подхватили ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии. Никто не хочет сдавать свои рынки в валютной войне. Теперь в том же строю и Народный банк Китая.
Общая черта любой войны — ее гораздо легче развязать, чем завершить. От ФРС ждут "мирной инициативы" — подъема ставки. Но теперь это рискованно. Доллар и так дорожает — рынок всегда играет на опережение, если ставку и в самом деле поднимут, когда другие валюты продолжат падение, доллар еще больше потяжелеет, и это будет поражением в валютной войне, сдачей части внутреннего рынка на милость победителей. ФРС, принимая решение, теперь должна учитывать не только состояние внутренней экономики, но и действия основных партнеров, а это ЕЦБ и Народный банк Китая.
Читайте:
Эксперты предупредили, что будет с курсом доллара осенью
Как ранее сообщал "Обозреватель", Банк России в среду заявил о нефтяном шоке, который переживает и экономика, и национальная валюта.