Комментарий: Расследование в Москве и отставки в Deutsche Bank
"Русский след" мог ускорить кадровые перестановки в крупнейшем банке Германии, но не он стал причиной ухода двух сопредседателей правления, считает Андрей Гурков.
Deutsche Bank по рекомендации Центрального банка РФ вот уже несколько месяцев проводит проверку возможного отмывания денег своими российскими клиентами. Первоначально речь шла о сотнях миллионов долларов. Однако 5 июня агентство Bloomberg сообщило, что объемы незаконных операций могли составить за четыре года порядка 6 миллиардов долларов. А 7 июня подали в отставку сопредседатели правления Deutsche Bank Юрген Фитшен (Jurgen Fitschen) и Аншу Джайн (Anshu Jain).
Тандем для сглаживания конфликта "франкфуртцев" и "лондонцев"
Есть ли взаимосвязь между этими сообщениями? Да, в определенной мере. Является ли внутреннее расследование в подразделении Deutsche Bank в Москве причиной ухода двух высших руководителей крупнейшего кредитно-финансового института Германии? Нет, но оно могло стать той последней каплей, что переполнила чашу.
А "чаша" эта весьма быстро наполнялась еще с 2012 года, когда швейцарца Йозефа Аккермана (Josef Ackermann), на протяжении десяти лет возглавлявшего Deutsche Bank, решили заменить тандемом Фитшен-Джайн. Переход от единоначалия к двоевластию объяснялся не только отсутствием сопоставимой по масштабам кандидатуры преемника, но и желанием уравновесить два конкурирующих в штаб-квартире банка во Франкфурте-на-Майне крыла: классических и инвестиционных банкиров.
Первые представляют традиционное для Deutsche Bank "франкфуртское" направление: обслуживание крупного и среднего немецкого бизнеса, в том числе и кредитование его внешнеэкономической деятельности, а также работа с населением. Вторые, занимающиеся высокодоходными (но и рискованными) биржевыми операциями и сосредоточенные главным образом в Лондоне, обеспечивают львиную долю прибыли банка. Однако именно они обрекают финансовый институт на многочисленные скандалы и болезненные штрафы.
В поисках новой бизнес-модели
Выдвиженцем крыла классических банкиров был немец Юрген Фитшен, призванный стать своего рода противовесом более молодому и несравнимо более звездному британцу индийского происхождения Аншу Джайну, который прославился в лондонском инвестиционном подразделении Deutsche Bank и в 2010 году его возглавил.
Противостояние двух этих крыльев - это не просто борьба за власть в банке. Это и столкновение основополагающих представлений о том, в каком направлении должен развиваться впредь глобально действующий Deutsche Bank, на какие виды бизнеса ему следует сделать упор, а от каких, возможно, отказаться.
На фоне ухудшающихся показателей банка и неудовлетворительной динамики курса его акций эта борьба достигла кульминации в апреле этого года, когда перед стратегическим заседанием наблюдательного совета даже встал вопрос о разделении 145-летнего финансового института на две независимые друг от друга части: на ритейловый банк и на инвестиционный.
Поспешный уход Аншу Джайна
Все эти довольно бесплодные концептуальные метания сильно подорвали авторитет двух сопредседателей. Об этом наглядно свидетельствовали результаты голосования на годовом собрании акционеров Deutsche Bank 21 мая 2015 года: лишь 61 процент из них одобрили работу правления. В других немецких акционерных обществах уровень одобрения успешно работающих топ-менеджеров обычно составляет не менее 90 процентов.
При этом наибольшей критике подвергся Аншу Джайн: многие как крупные, так и мелкие акционеры возлагают именно на него ответственность за те многочисленные махинации и скандалы, из-за которых Deutsche Bank несет не только имиджевые, но и вполне реальные убытки, расходуя огромные суммы на ведение разбирательств и выплату штрафов.
Так, только в рамках досудебного соглашения по делу о манипуляции ставками Libor банку пришлось заплатить в апреле этого года 2,5 миллиарда долларов регуляторам США и Великобритании. Ранее Еврокомиссия по этому же делу оштрафовала Deutsche Bank на 725 миллионов евро.
Но и Юрген Фитшен тоже "не без греха". С 28 апреля он сидит на скамье подсудимых в Мюнхене: прокуратура обвиняет его и нескольких других банкиров в даче заведомо ложных показаний по делу о банкротстве медиаимперии немецкого магната Лео Кирха (Leo Kirch). В этой истории банку уже пришлось выплатить компенсацию в размере 925 миллионов евро. Так что отставка двух сопредседателей, контракт которых вообще-то истекал лишь в 2017 году, явно назревала.
Впрочем, 67-летний Юрген Фитшен, объявив об уходе, реально покинет свой кабинет не скоро: он проработает до следующего собрания акционеров в мае 2016 года и до тех пор будет вводить в курс дела будущего единоличного председателя правления Джона Крайена (John Cryan). Этот 54-летний британец пришел в Deutsche Bank лишь в 2013 году и уже в силу этого не несет ответственность за многие прегрешения последних лет.
А вот Аншу Джайн уйдет на должность "советника правления" уже к 1 июля, освободив место во временном тандеме Джону Крайену. Столь поспешный уход так или иначе может быть связан с "русским следом". Ведь то самое отмывание денег, в котором сейчас подозреваются сотрудники Deutsche Bank в Москве (пресс-служба банка еще 20 мая подтвердила, что "небольшое число" из них отстранено от работы), предположительно началось в 2011 году и осуществлялось через уже сильно подмочившее свою репутацию инвестиционное подразделение в Лондоне. А им в то время руководил именно Джайн.
Андрей Гурков, экономический обозреватель DW