Эксперт: Вот почему рейтинг у России оказался ниже, чем у Украины
Согласно исследованию немецкого института HWWI резко выросла инвестиционная привлекательность и Беларуси, и Украины. Один из его составителей объяснил DW, как так получилось.
Гамбургский институт мировой экономики (HWWI) совместно с немецкой аудиторской компанией BDO AG с 2012 года составляет BDO International Business Compass (IBC) - глобальный индекс инвестиционной привлекательности. Очередное, четвертое по счету исследование, охватившее 174 страны мира, опубликовано в конце мая. Среди стран, добившихся за год наибольшего улучшения инвестиционного климата, в IBC-2015 оказались постсоветские государства Беларусь, Украина и Латвия. DW попросила научного сотрудника HWWI и соавтора исследования Андре Вольфа (Andre Wolf) объяснить, на каком основании сделаны такие выводы - и почему Россия в данном рейтинге существенно отстала от своих соседей.
Deutsche Welle: Г-н Вольф, с какой целью и как составляется рейтинг, который вы называете бизнес-компасом?
Андре Вольф: Главная цель нашего ежегодного исследования, адресованного предпринимателям, состоит в том, чтобы оценить инвестиционный климат в отдельных странах и дать возможность сравнить его в глобальном контексте. Отличительные черты нашего индекса: мы учитываем большое количество самых разных индикаторов и стремимся по возможности охватить все страны мира.
- Первые три места в ICB-2015 заняли Швейцария, Сингапур и Гонконг. Какие именно факторы обеспечили им лидерство?
- В том-то и дело, что они лидируют почти по всем индикаторам! Тут мне, наверное, следует пояснить, что наш индекс опирается на три группы индикаторов: экономические, политико-правовые и социально-культурные. К первой группе относятся, к примеру, доходы на душу населения, размеры госдолга и уровень инфляции, ко второй - политическая стабильность, степень распространения коррупции и качество госрегулирования, к третьей - рост населения, продолжительность жизни и качество системы образования.
- Как тогда объяснить, что Украина поднялась в вашем рейтинге сразу на 20 строчек до 89-го места? Ведь в настоящий момент ни о политической стабильности, ни о низком госдолге или успехах в борьбе с коррупцией в этой стране не может быть и речи!
- Вы совершенно правы, однако нынешняя ситуация гражданской войны, падения ВВП и всплеска инфляции на Украине оказались за рамками нашего исследования. Ведь что мы сделали: мы сравнили показатели Украины с аналогичными показателями во всех других странах мира за тот год, за который имеется наиболее полный комплект данных. А это 2013-й год.
- Но представляет ли какую-либо ценность исследование, если оно не учитывает произошедших с тех пор кардинальных социально-политических и даже географических изменений?
- Я утверждаю, что представляет. Мы ведь не даем оценку сиюминутного положения дел. Мы стремимся выявить для инвесторов потенциал и долгосрочную привлекательность каждой страны.
- Какие же факторы позволили Украине двухлетней давности столь заметно подняться в вашем рейтинге?
- Одним из экономических факторов был приток прямых инвестиций, довольно большой даже в пересчете на душу населения. Да и качество госрегулирования оценивалось в 2013 году выше, чем в соседних странах.
- Одна из этих соседних стран, Беларусь, поднялась в вашем рейтинге еще больше - на 29 строчек до 86-го места. Чем вы объясняете такой взлет?
- Целым рядом факторов. Например, заметно снизилась инфляция, вырос уровень свободы предпринимательства - он заметно выше, чем в России и на Украине, да и коррупция, судя по опросам, контролируется в Беларуси лучше. В пользу этой страны говорит и ее выгодное географическое положение между двумя крупными рынками сбыта - Россией и ЕС.
- Однако сама Россия получила в вашем исследовании весьма плохую оценку. Она, правда, поднялась по итогам 2013 года на 4 строчки, но все равно занимает лишь 100-е место после Никарагуа, Парагвая и Вьетнама. Неужели финансовое состояние России и ее экономика не оправдывают более высокого рейтинга?
- Вы правы, государственная задолженность у России по международным меркам, действительно, довольно низкая. Но вот политико-правовые показатели у России по-прежнему неважные. Прибавьте к этому высокую инфляцию или, скажем, более низкую, чем в соседних странах, продолжительность жизни.
- Казахстан второй год подряд занимает в рейтинге 73-е место. Почему он столь заметно опережает своих ключевых партнеров по Евразийскому союзу - Беларусь и особенно Россию?
- Опять-таки по целому ряду самых разных причин. Тут и сравнительно низкая государственная задолженность, и довольно стабильный рост населения, что отличает Казахстан от России и Украины, и несколько более высокий уровень свободы предпринимательства, чем в России.
- А за счет чего сразу на 19 строчек до 30-го места поднялась Латвия?
- В данном случае ключевую роль сыграли экономические факторы: снижение уровня безработицы и возросшая оценка качества инфраструктуры. В то же время у Латвии весьма высокие политико-правовые показатели, что в значительной мере связано с ее членством в ЕС.