Валерий Коновалюк: "Украине нужен собственный экономический прорыв"
Международный валютный фонд перенес выделение очередного транша для Украины на неопределенный срок. Причина – блокада оккупированных территорий и новые политические дрязги. Поэтому сегодня власть пребывает в состоянии легкой паники, ведь отсутствие денег от МВФ серьезно ослабляет ее позиции. А значит – для получения средств она будет готова идти на очередные уступки перед иностранными кредиторами. Уже очевидно, что за новый транш мы, скорее всего, будем вынуждены провести пенсионную реформу, разрешить продажу земли, сократить субсидии и общее количество бюджетников, отказаться от дальнейшего повышения минимальной зарплаты.
Некоторые эксперты уже назвали такую цену неприемлемой для Украины. Пожалуй, наиболее заметен среди них экономист, экс-депутат Верховной Рады, а ныне – лидер общественной организации "Новая Украина" Валерий Коновалюк. Он уверен, что Правительство обязано воспользоваться паузой в отношениях с МВФ, чтобы пересмотреть свою долговую политику и выработать самостоятельные шаги по оживлению экономической сферы. Собственно, сам Коновалюк и предлагает такой План по перезапуску экономики, разработанный вместе с другими экспертами.
Валерий, последнее время Вы сделали несколько довольно резких заявлений относительно сотрудничества с МВФ. Сегодня выдача транша – под вопросом. Вас лично такая ситуация устраивает?
Меня устроит ситуация, при которой Украина абсолютно не будет зависеть от подобных кредитов. А в нынешнем формате – это как раз печальный пример беспомощности Правительства. Ведь пауза все равно грозит вылиться в очередной кредит, просто на еще более кабальных условиях. Поэтому вопрос, прежде всего, к власти – может ли она выжать из этой ситуации пользу для страны? Способна ли предложить новую экономическую политику и преодолеть кризис?
Украине пора перестать рассчитывать на МВФ! Нужно ориентироваться на перезапуск и развитие собственной экономики. И полный пересмотр системы отношений с фондом – обязательнее условие для этого. Уже сегодня власть должна выходить на переговоры с МВФ не с позиции просителя, а защищая интересы украинцев. Среди условий: отказ от повышения пенсионного возраста, мораторий на продажу земли, сохранение упрощенной системы налогообложения для малого и среднего бизнеса, и многие другие.
Но вместо того, чтобы работать, Правительство ждет решения МВФ, как пьяница открытия ломбарда. Оно выносит в "ломбард" последние ценности, которые остались у государства: лес, зерно, газ. К тому же, полная не публичность переговоров делает очень слабой позицию Украины в дискуссии. Уверен, что нужно кардинально менять подходы – заранее озвучивать свои предложения и настаивать на них, не идти на постоянные уступки, искать поддержки общества и экспертов.
Вы активно критикуете МВФ, но, при этом, подавляющее большинство политиков в своих оценках более сдержаны. В чем причина?
Потому, что в данном случае я говорю не как политик, а как экономист - доктор экономических наук, который не один год активно анализирует вместе с другими экспертами опыт не только Украины, но и других стран. А остальные дают именно политические оценки – исходя из сиюминутных интересов. Власти нужно залатать бюджетные дыры (к слову – организованные ею же), именно поэтому для нее МВФ – соломинка, за которую они пытаются ухватиться. Правительство в очередной раз берет на себя неподъемные долговые обязательства, за которые будем расплачиваться все мы, и более того – наши дети и внуки.
Подождите, ну тот же Гройсман заявляет, что сотрудничество с МВФ – это временная мера.
Украина начала сотрудничество с МВФ в 1993 году. И что – разве мы можем похвастаться какими-то позитивными результатами? Разве были проведены структурные реформы, обеспечена финансовая ликвидность и контроль за использованием полученных средств? Мы только и делали, что за все это время набрали кредитов почти под три десятка миллиардов. Из них только за последние годы, кстати, Украина наодалживала 6,7 млрд долларов. Добавьте к ним еще и нынешний транш – это же фантастическая сумма для бедной и воюющей страны! То есть фактически мы берем новые транши у кредиторов, чтобы отдать старые долги им же.
Получается, это постоянная долговая яма?
При нынешней политике власти – да. Ведь кроме МВФ у нас еще есть долги и перед другими иностранными кредиторами. Всего, по оценкам экспертов, только за 2017-2019 годы мы обязаны будем вернуть по внешним долгам около 14 млрд долларов. Между тем общий государственный долг Украины достиг почти 100% ВВП.
Какой в таком случае выход Вы видите?
Прежде всего – понять, что этот путь ведет к глубокому кризису и тяжелым последствиям для страны. Мы уже критически близко подошли к точке невозврата. В новейшей истории Украины были периоды, когда мы не брали денег у Международного валютного фонда и почти рассчитались с долгами перед ним – оставалось буквально 2 млрд. Но потом снова влезли в эту долговую яму. И единственный путь, который у нас остается сегодня – это развитие своей экономики и промышленности, поддержка собственного производителя, если хотите – новая индустриализация.
А на какие государства Украине стоит ориентироваться?
Безусловно на страны Европейского Союза, которые отстаивают свои интересы в вопросах свободной торговли, поддержки отдельных отраслей экономики и самой благоприятной кредитно-финансовой политикой. Или к примеру, Канада. Недавно Верховная Рада ратифицировала соглашение о создании зоны свободной между нашими странами. Безусловно, Канада – один из важнейших партнеров Украины, с которым у нас очень хорошие отношения. И в этой ситуации наша страна как раз могла бы отстоять свои экономические интересы, но не использовала такую возможность.
Власть сняла едва ли не все ограничения для канадских компаний в госзакупках, разве что кроме изготовления паспортов и печати денег. А украинские компании не пустили на благоприятные канадские рынки – в сфере общественного питания, программах по защите сельхозпроизводителей, производстве автомобилей. Также Канада оставила квоты на курятину и другую агропродукцию, которую может поставлять Украина. Зато наша страна согласилась на отмену пошлин на импорт канадских тракторов. Скажите, сможет ли в таких условиях конкурировать наш Харьковский тракторный завод? В общем, Канада четко отстояла свои интересы. И на таких примерах нам показывают, как на самом деле Украина должна защищать национального производителя.
Почему правительство не извлекает уроков из подобных ситуаций?
Потому, что не мыслит стратегически. Но мы-то понимаем, что каждый раз, когда правительство отступает от интересов Украины, оно превращает страну в сырьевой придаток чужих экономик. Посмотрите, Еврокомиссия уже приняла решение о выделении нам 600 млн евро за снятие моратория на экспорт леса-кругляка, а власть в открытую соглашается с такой постановкой вопроса. Она готова продавать все, что можно, превращая Украину в аграрно-сырьевую колонию с населением в 30 млн.
Почему именно тридцать?
Потому что все остальные либо уедут – туда, где можно будет зарабатывать и обеспечивать свои семьи, либо тяжелая демографическая ситуация сократит численность населения страны. Эксперты уже сегодня говорят, что Украину покинут около 9 млн граждан. Это огромная цифра! И задача для власти – создать такие условия, при которых люди захотят остаться. Чтобы создавать новые рабочие места, следует развивать не чужую, а отечественную экономику. Не сырьем торговать, а продукцией с высокой добавочной стоимостью. Развивать мелкотоварное производство для полного импорта замещения, того что мы потребляем.
Иностранные партнеры определили нам почему-то роль "аграрной сверхдержавы". Но Вы можете назвать сильные государства, которые опираются только на сельское хозяйство? Я, допустим, сразу вспоминаю абсолютно противоположные примеры – Южная Корея, которая прошла путь от аграрной страны с 92 $ ВВП на душу населения в 1961 г. к промышленно развитой стране с 26 тыс. $ ВВП. Вот на что нужно ориентироваться!
В начале интервью Вы сказали, что вместе с экспертами анализируете ситуацию в экономике. Каков результат вашей работы? Какие шаги должно предпринять государство для выхода из такой ситуации?
Эти шаги мы как раз и выписали в Плане перезапуска экономики, главная цель которого – превращение Украины в новую индустриальную страну. Ключевые тезисы просты, но эффективны: меньше думать о новых долгах, а больше о производстве; заботиться о развитии внутреннего рынка и создавать новые рабочие места. Если мы будем и дальше вести курс на построение сырьевой экономики, то это не приведет ни к чему хорошему.
Наши политики очень часто любят вспоминать автора сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. Но забывают о том, что он считал сильным то государство, где развивается производство с высокими технологиями. Вряд и Украина сможет вырваться в мировые лидеры, продавая лес-кругляк. Именно потому одним из пунктов новой политики должна стать выдача преференций производителям товаров с высокой добавленной стоимостью. А на некоторые импортные товары наоборот необходимо ввести высокие пошлины. Как и на экспорт нашего сырья, кстати. Это все детально расписано в нашем Плане.
Если коротко, то какая ключевая идея этого Плана?
Формирование новой политики страны – индустриальной. И, конечно же, защита собственного производителя. Это приоритет, на который должно ориентироваться государство ближайшие 5 лет, как минимум. Соответственно и кредитные деньги мы должны не проедать, а вкладывать в программы развития. Да и государственные заказы следует отдавать исключительно украинским, а не иностранным предприятиям, ведь это означает сохранение рабочих мест и повышение доходов наших граждан.
А что получается в реальности? Буквально на днях я сделал заявление об очередном скандале, связанном с руководителем "Укрзалізниці" Войцехом Балчуном. Наш Крюковский вагоностроительный завод прямо обвинил польского менеджера в том, что он "расчищает" украинские железнодорожные пути под поезда соотечественников. Специально создаются такие условия, когда украинские вагоностроители не могут участвовать в конкурсе по поставкам продукции "Укрзалізниці". Тендер на закупку 3000 вагонов составлялся исключительно под поляков, а 18 украинских предприятий остались не у дел! Уверен, что правоохранительные органы просто обязаны расследовать деятельность топ-менеджера "УЗ" на предмет коррупции и вреда, наносимого украинской экономике.
Мы должны уделять особое внимание таким ситуациям, особенно – в сфере инфраструктуры. Ведь именно она станет основой для промышленных кластеров, куда мы пригласим добросовестных инвесторов. Мы, кстати, предлагаем создать и Банк развития, который будет поддерживать производство и торговлю – предоставлять дешевые кредиты для долгосрочных проектов в реальном секторе экономики. Нам нужны масштабные инфраструктурные проекты, которые обеспечат промышленный рост. Грубо говоря – одна гривна, вложенная в строительство, даст экономике страны 4 гривны. Это также одна из важны составляющих нашего Плана развития экономики.
Что нужно для его реализации?
Прежде всего – политическая воля, умение отстаивать свои интересы, переговоры с МВФ о реструктуризации внешнего долга. Хотя я прекрасно понимаю, что они будут трудными, но у нас нет другого выхода – мы должны перестать слушать иностранных советчиков и думать своей головой.
Вы считаете, что Международный валютный фонд не заинтересован в сильной Украине?
Безусловно! Но это проблема не только Украины. Такие подходы – стандартная практика фонда во всех странах. Ведь, по большому счету, в мире нет ни одного государства, которое бы стало развитым, выполняя условия МВФ.
Приведете примеры?
Конечно. Давайте просто вспомним недавнюю историю Греции – страна, в том числе, при помощи МВФ допустила дефолт в 2015 году, и до сих пор не может стабилизировать свою экономику.
Еще один характерный случай вспоминает известный экономист Эрик Райнерт. Я лично знаком с этим выдающимся экспертом и благодарен ему за возможность обмениваться мнениями. Он рассказывал, что в 1979 году жил в Перу, когда экономика этой страны начала обваливаться. Что предложил стране МВФ? Втрое увеличить цену на бензин. А Перу – это страна с очень интенсивным транспортным движением, но плохой инфраструктурой из-за природных условий. В итоге людям стало невыгодно возить молоко на продажу – его просто выливали в реки, поскольку значительно дешевле было купить сухое молоко в Голландии. Это, свою очередь, потянуло за собой новые сложности в сельском хозяйстве и т.д.
А опыт Мексики? В 1994 году 20 тыс. предприятий разорились, 700 тыс. человек остались без работы, а 2 млн мелких частных предприятий подошли к грани банкротства.
Список стран можно перечислять долго: Аргентина, Колумбия, Филиппины, африканские государства. Кстати, в Африке за последние годы иностранные компании скупили около 60 миллионов гектаров земли (это территория равная Франции) и теперь вытесняют местных фермеров с рынка. Мы хотим такой же судьбы для Украины?
Поэтому, чтобы понять, что советы МВФ, как правило неэффективны, достаточно просто почитать историю других стран. Особенно – историю государств Латинской Америки, которые десятилетиями сотрудничают с МВФ, но до сих пор остаются странами третьего мира. Если Украина хочет повторить их судьбу, то давайте и дальше слепо следовать советам Фонда. Но я уверен, что наша страна заслуживает лучшего. Тем более, что все возможности для развития у нас есть.
И в завершение интервью – вопрос личного характера. Эксперты говорят, что ваша активность связана с новым проектом экс-главы АП Сергея Левочкина…
Не в моих правилах комментировать слухи. Моя инициатива по перезапуску экономики связана с необходимостью экстренно изменить вектор развития экономики, остановить надвигающийся кризис. Если найдутся конструктивные силы, которые присоединятся к реализации Плана, – это пойдет на пользу всей стране.