Лидеры Венесуэлы в поисках утраченных нефтедолларов
Венесуэла, строящая "социализм XXI века", зависит от нефтегазового экспорта еще больше, чем Россия. Дефолт этой стране пока не грозит, но урезание социальных льгот неминуемо.
"Динамика цен на нефть может вызвать куда больше изменений в стране, чем парламентские выборы в следующем году", - считает венесуэльский экономист Даниэль Лопес. Если нефтяные котировки еще больше упадут и на длительный период останутся на низком уровне, то правительству придется серьезно урезать социальные программы, пояснил он в беседе с DW.
Инфляция в 60 процентов и дефицит валюты
Под угрозой оказался, таким образом, краеугольный камень того "социализма XXI века", который в Венесуэле начали строить при бывшем президенте Уго Чавесе. В 1998 году он ввел в стране социально-экономическую модель, ключевыми элементами которой стали национализация крупной промышленности, контроль над ценами и широкомасштабное перераспределение социальных благ. Все это, подсчитал Всемирный банк (ВБ), позволило снизить уровень бедности в стране с примерно 50 процентов в 1998 году до 30 процентов в 2012 году.
Однако теперь встал вопрос, как долго Каракас сможет финансировать многочисленные социальные льготы. По данным ВБ и Международного валютного фонда (МВФ), дефицит бюджета уже превысил в Венесуэле 15 процентов ВВП, инфляция достигла 60 процентов, а экономика впала в рецессию: в этом году ожидается сокращение валового внутреннего продукта на 3 процента.
По данным венесуэльского научно-исследовательского экономического института Ecoanalitica, страна, обладающая крупнейшими запасами нефти, задолжала уже десятки миллиардов долларов иностранным авиакомпаниям, автоконцернам, фармацевтическим фирмам и производителям продуктов питания. Причина: дефицит валюты, усилившийся из-за ускоренного бегства капитала.
Импорт нефти из Африки
"Экономика Венесуэлы особенно подвержена колебаниям цен на мировом рынке, поскольку продажа нефти обеспечивает 96 процентов всей экспортной выручки страны. Доходная часть государственного бюджета наполовину финансируется за счет экспорта нефти", - говорится в страновом обзоре ВБ.
Но проблема не только в том, что нефть сильно подешевела. Одновременно сократилась ее добыча, поскольку из-за хронической нехватки валюты замедлилось освоение новых месторождений (а также строительство и модернизация нефтеперерабатывающих заводов). По сообщению выходящей в Каракасе газеты El Universal, в октябре Венесуэле даже пришлось импортировать нефть из Алжира. Пресс-секретарь государственной нефтегазовой компании PDVSA заявил журналистам, что поставки из Африки понадобились для разжижения отечественной тяжелой нефти.
Чтобы компенсировать резко упавшие доходы от нефти, правительству, по мнению экспертов, придется не только радикально урезать социальные программы, но и повысить налоги, а также поднять цены на бензин. Собственно, этот процесс уже начался. 18 ноября президент Николас Мадуро издал целый ряд указов, предполагающих, в частности, дальнейшее повышение налогов на предметы роскоши, алкоголь и табачные изделия.
Вода в десять раз дороже бензина
Что же касается бензина, то литр горючего, по данным ВБ, стоит в Венесуэле в пересчете 0,02 доллара США, иначе говоря - 2 американских цента. В то же время литр питьевой воды стоит в десять раз больше! "У нас бензин отдают буквально задаром", - возмущается Даниэль Лопес. Он считает, что надо поднять цену хотя бы до 4 центов США, чтобы сократить субсидии, идущие ведь на поддержку не только общественного транспорта, но даже добычи нефти. "Надо поднимать цены, причем как можно быстрее", - говорит эксперт.
Чтобы раздобыть валюту, правительство Венесуэлы, согласно СМИ, готовит сейчас продажу Citgo - американской дочерней фирмы государственного концерна PDVSA, которой в США принадлежат три нефтеперерабатывающих завода и сеть из примерно 6000 бензозаправок.
Звучавшие из Каракаса отчаянные призывы к ОПЕК договориться на конференции в Вене 27 ноября о совместном сокращении добычи нефти с целью поднять цены на нее не были поддержаны влиятельными членами этой организации.
Но какой бы трудной ни была сейчас ситуация с валютой - неплатежеспособность, как Аргентине, Венесуэле не грозит, уверен Даниэль Лопес. "Дефолта у нас не будет. Деньги-то ведь есть!", - заверил эксперт и сослался как на полученный в начале ноября от китайского правительства кредит в размере 4 миллиардов долларов, так и на валютные запасы страны, составляющие, по его словам, 23,5 миллиарда долларов.
К царящему в стране экономическому абсурду Даниэль Лопес уже привык: "У нас каждый год какой-нибудь дефицит. То пропадает молоко, то, как сейчас, нет масла, туалетной бумаги и мыла". Национальная денежная единица, боливар, с каждым днем все больше обесценивается, на нее уже практически невозможно что-то купить, продолжает он. "Наша экономика - это сплошная фантастика", - с горечью подытожил он.