"Украинская Грета Гарбо" Тамара Вишневская: одна их самых красивых актрис ХХ века
Она свободно говорила на украинском, польском, английском, немецком и русском языках
Греческий кризис длится непомерно долго. Либо банкротство, либо очередная реструктуризация долгов - но нынешнее состояние продолжаться не может, считает Клаус-Дитер Франкенбергер.
Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала комментарий своего обозревателя Клауса-Дитера Франкенбергера (Klaus-Dieter Frankenberger) о ситуации вокруг Греции под заголовком "Публика сыта по горло греческим кризисом":
"Греческая трагедия длится уже шестой год, а, кажется - вечность. Сейчас мы, судя по всему, подошли к кульминации: либо Афины объявляют дефолт и выбирают правовую основу для выхода из еврозоны (а, возможно, и Евросоюза), либо кредиторы в очередной раз соглашаются принять переговорные условия греческого правительства. И это несмотря на то, что его готовность к реформам мизерна, а самоуверенность - невыносима. Во всяком случае так дальше продолжаться не может. Публика по горло сыта, терпение лопнуло: ЕС и еврозона несут имиджевые потери, единство дает трещины.
Солидарность - улица с двусторонним движением
Именно забота о сохранении единства валютного союза, придерживающегося и принципа солидарности, заставила страны еврозоны с участием МВФ и ЕЦБ выделять пакеты помощи для Греции и других кризисных стран. Это были достойные уважения решения, даже если они и шли вразрез с европейскими договорами. Руководство Евросоюза, да и правительство Германии боялись монетарных, а, возможно, еще больше, политических последствий так называемого Grexit, то есть выхода Греции их еврозоны.
Сегодня эти опасения тем более велики, поскольку к долговому кризису прибавился крупный геополитический конфликт в Европе, кризис в отношениях Украины и России. И уже сейчас грозит сращивание этих кризисов. Стоит из европейского дома выпасть первому камню, и Европа окажется в ином агрегатном состоянии - эту точку зрения министра экономики Германии Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel) разделяют многие в Европе. Если европейская ткань начнет трещать по бокам, кто знает, что еще отделится, и какие силы воспользуются этой эрозией?
Греческий шантаж
Кредиты были обговорены условиями. Ирландия, Испания и Португалия их выполняли и встали на путь бюджетного оздоровления. Признаки успеха налицо, хотя многие граждане этих стран все еще полны пессимизма. Пришедшее в январе к власти греческое правительство левых радикалов и правых популистов отказалось подчиняться, как оно клеветнически выражается, "диктату" кредиторов.
И по сей день оно пытается играть на стремлении правительств в Берлине, Париже и других столицах сохранить европейское единство. Никто не хочет, чтобы именно его правление положило начало развалу. Никто не хочет выслушивать нелицеприятные вопросы от важных мировых политических деятелей. Премьер-министр Греции Ципрас и министр финансов Варуфакис полагают, что это дает им возможность и по сей день проводить политику, сводящуюся к шантажу. Они видят: очередной срыв переговоров всегда приводит к тому, что кто-нибудь в Брюсселе выразит надежду: в следующий раз договоримся.
Афины отказываются признать реальность
Дело вовсе не в унижении народа и его правительства, как уверяют в Афинах. Дело в идеологически мотивированном отказе признавать реальность. Руководство Греции отказывается понимать, что ввергает страну в катастрофу, порывая с кредиторами. А они не могут и не будут продолжать эти игры, если не хотят окончательно подорвать доверие к себе, к европейским принципам и организациям. Они ведь тоже зависят от доверия избирателей. В конце концов, демократия существует не только в Греции.
Во многих странах еврозоны к Афинам испытывают мало симпатии. Там прошли реформы, не менее или даже более жесткие, чем в Греции. Но обошлись при этом без воплей и стенаний. Ципрас и его команда это знают, но, тем не менее, рассчитывают на то, что у кредиторов сдадут нервы, что канцлер Германии возьмет на себя ответственность и все устроит. Но если уж говорить об ответственности, то Ангела Меркель (Angela Merkel) отвечает и за других граждан Евросоюза и, прежде всего, граждан Германии. А они не любят, когда их держат за дураков, да еще и над ними потешаются.
Лучше ужасный конец, чем ужас без конца
Греческая трагедия затянулась. Во многих странах она усилила настроения недовольства и разочарования. Уже и поэтому ее надо завершать - так или иначе. Рано или поздно политические потери перевесят дивиденды от спасательных операций последних лет.
Нельзя забывать, что у Евросоюза есть и иные заботы. Ему бросает вызов Путин, он пытается расколоть европейцев. По соседству пылают пожары. Наплыв беженцев и мигрантов требует принимать гуманитарные и организационные решения, а удовлетворительных ответов пока нет. Во всех этих кризисах европейцы должны действовать сплоченно, решительно и справедливо. Но всему есть не только своя цена, но и свой конец".
Клаус-Дитер Франкенбергер, политический обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung
Без права переиздания. © Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH, Франкфурт-на-Майне
Сайт газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung
Подпишись на наш Telegram . Присылаем лишь "горящие" новости!
Она свободно говорила на украинском, польском, английском, немецком и русском языках
Также президент рассказал о результатах программы "єПідтримка"
На месте взрыва возникла воронка шириной 20 м и глубиной около 6 м