Кто на новенького?

Кто на новенького?

Греки могут поздравить себя с очередной победой: на днях кредитное агентство Standard & Poor’s повысило рейтинг страны с SD (означает выборочный дефолт) до ССС (на грани дефолта). Такое решение аналитики приняли после того, как Эллада успешно завершила обмен государственными облигациями в рамках их реструктуризации.

Греция: быть дефолту или не быть

Напомним, только в начале марта Афины объявили о том, что благодаря обмену бумаг общим номиналом более чем 177 млрд евро страна освободила себя от долговых обязательств на сумму порядка 100 млрд евро.

Тогда, в начале весны, ведущие иностранные экономисты по-разному оценили антикризисный план спасения Греции. Одни говорили, что наконец страна начала выбираться из ямы рецессии. Другие посчитали, что самим фактом обмена гособлигаций Греция признает свое состояние выборочного дефолта, мол, обмен акций (цель которого – списание долгов) фактически означает пусть временную, но все-таки неплатежеспособность страны. Хотя справедливости ради надо заметить, что благодаря разморозке кредитной программы в размере 130 млрд евро от тройки кредиторов – МВФ, ЕЦБ и ЕС, - сегодня Афины исправно оплачивают все внешние займы и спокойно берут новые.

Таким образом, сколько скептики не предвещали грекам угрозу майского дефолта, похоже, пока такая опасность миновала. Почему? Во-первых, Standard & Poor’s не только повысило кредитный рейтинг страны до уровня «на грани дефолта», но и предоставило Афинам стабильный прогноз в отношении грядущего самочувствия их экономики. Надо заметить, определенный оптимизм вселяет и экономическая оценка другого агентства - Fitch Ratings. Ведь данная структура еще в марте повысила рейтинг Эллады с уровня RD (ограниченный дефолт) до B(т.е.должник способен выполнять свои обязательства.– Авт.)

Риски возрастают

Однако если аналитики отмечают, что весенние угрозы греческого дефолта миновали, то это не означает, что страна сумела избежать проблем в целом. По мнению аналитиков того же кредитного агентства Standard & Poor’s, в долгосрочной перспективе у Афин могут возникнуть серьезные проблемы, так как долговое бремя страны по-прежнему велико, а жесткая бюджетная политика с повышением налогов, сокращением госаппарата, приватизацией госсобственности может оказаться весьма рискованной на фоне стагнации мировой экономики. В связи с этим, иностранные эксперты все больше сомневаются в том, что к 2020 году Афинам удастся сократить отношение госдолга к 120% ВВП (по итогам 2011-го – 165,3%).

Кроме того, этот скепсис усугубляют и заявления самих греков. Так, недавно греческий центробанк ухудшил прогноз по динамике ВВП страны в 2012 году. В частности, спад экономики вместо ранее предполагавшихся 4,5% ожидается на уровне 5% (в 2011-году – падение ВВП было примерно на отметке 7%). Кроме того, по оценкам главного банка страны, ожидается, что в 2012 году уровень безработицы окажется на отметке 19% (в 2011-м – 17,7%), дефицит текущего баланса будет на уровне 7,5% ВВП (в 2011-м – 9,8% ВВП), инфляция удержится на позиции 1,2% (в 2011-м – 2,2%).

По мнению аналитиков, прогнозы центробанка Греции являются ничем иным как предупреждением для афинских политиков, которые должны вести антикризисную политику страны жестко и молниеносно. Тем более, что после досрочных парламентских выборов, которые запланированы на 6 мая, новая власть должна будет взять на себя смелость принять решения о дополнительных сокращениях расходов в среднесрочной перспективе, которое должно позволить стабилизировать бюджетный дефицит. Ограничение государственных затрат пока не дало ожидаемых результатов: в 2011 году дефицит бюджета Греции сократился лишь на 1,2% - до 9,1% ВВП.

Усугубляет общую экономическую картину Эллады и плохое финансовое самочувствие банковского сектора. Дело в том, что в конце апреля четыре крупнейшие банка страны заявили о том, что в ходе обмена государственными бумагами они понесли рекордные потери в размере 28 млрд евро, и все это по итогам 2011 года. Чтобы как-то удержать банковской сектор на плаву, тройка кредиторов приняла решение о рекапитализации учреждений. С учетом того, что для решения проблемы, по оценкам МВФ нужно порядка 50 млрд евро, Европейский фонд финансовой стабильности выделил банкам первый транш в размере порядка 25 млрд евро, а в будущем ожидается и второй транш в сумме 48,8 млрд евро. По мнению тройки кредиторов, такое финансирование в рамках второй кредитной программы (общая сумма 130 млрд евро) позволит увеличить достаточность капитала греческих банков.

А что с Европой?

Непростая экономическая обстановка в Греции выглядит еще более тревожно на фоне экономического падения потенциала европейских стран в целом. Так, еще в начале марта Европейская комиссия таки признала, что Еврозона находится в состоянии мягкой рецессии. В частности, согласно данным Евростата, по итогам четвертого квартала 2011 года в состоянии рецессии (спад экономики на протяжении двух кварталов подряд. – Авт.) находились такие страны, как Бельгия, Греция, Словения, Португалия, Нидерланды, Чехия, Италия.

Апрельская евростатистика только подтвердила плохие экономические показатели ЕС. Еще одним «тревожным звоночком» в этом плане можно считать рекордные показатели госдолга Еврозоны по отношению к ВВП, который в 2011 году в целом вырос до 87,2% (2010-й – 85,3%, 2009-й – 79,9%).

Напомним, согласно европейским законам, госдолг стран не может превышать порог в 60% ВВП, а дефицит госбюджета – 3% ВВП. Исходя же из евростатистики за минувший год, этот стандарт явно не соответствует действительности. Так, в 2011 году в 14 странах был зафиксирован госдолг по отношению к ВВП, нарушающий еврозаконы. По итогам 2011 года в списке «двоечников» оказались такие страны, как

Греция (165,3% ВВП),

Италия (120,1% ВВП),

Ирландия (108,2%),

Португалия (107,8%),

Бельгия (98%),

Франция (85,8%),

Великобритания (85,7%),

Германия (81,2%),

Венгрия (80,6%),

Австрия (72,2%),

Мальта (72%),

Кипр (71,6%),

Испании (68,5%)

Нидерланды (65,2%).

Кроме того, по итогам минувшего года ряд европейских стран разочаровал и плохими показателями бюджетного дефицита. Так, не радуют экономическая динамика

Ирландии (13,1% ВВП),

Греции (9,1%),

Испании (8,5%),

Великобритании (8,3%),

Франции (5,2%), а также отдельных стран Восточной Европы, например, Польши.

И, наконец, последним ударом по мифу об экономической стабильности ЕС стала информация о том, что в мае Еврозона побила очередной рекорд по безработице, так как общий показатель вырос с 10,8% в феврале до 10,9% в марте. Согласно евростатистике, это самые высокие показатели за все время существования валютного союза. В то же время, в целом по ЕС уровень безработицы стабилен – 10,2%.

Если говорить о росте числа безработных в каждой европейской стране по отдельности, то здесь лидерами окажутся такие государства:

Испания (24,1%),

Греция (27,1% за январь 2012-го),

Португалия (15,3%),

Ирландия (14,5%),

Словакия (13,9%),

Болгария (12,6%),

Венгрия (11,2%),

Франция (10%)

Италия (9,8%).

На основании всех указанных выше статданных можно сделать однозначный вывод: кроме Греции, завтра проблемной зоной ЕС может оказаться любая страна, входящая в ее состав. По мнению «Обозревателя», сегодня наиболее уязвимыми экономиками Евросоюза являются такие страны, как Греция, Испания, Италия, Португалия, Ирландия.

Красным цветом обозначены страны с наибольшими проблемами в экономике, желтым - потенциально проблемные, зеленым - без явных экономических проблем.

Хотя с учетом того, что в стадии экономического спада по тем или иным позициям находятся даже страны-лидеры – Франция и Германия, то никто не знает, в какой стране ЕС может ожидать новая угроза дефолта.

Европа готовит очередной план спасения себя, любимой

В то же время европейские политики думают над тем, как оживить тонущую в рецессии экономику Евросоюза. Для этой цели сегодня Европа уже готовит новый план спасения, который носит название «план Маршалла» (в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла, который был автором программы помощи Европе после Второй мировой войны, принятой в конце 40-х годов) и должен быть представлен на ближайшем саммите ЕС, который состоится 28-29 июня в Брюсселе.

В чем заключается суть идеи? В основу проекта легла идея французского социалиста и, возможно, нового президента Франции Франсуа Олланда использовать нетронутые ресурсы Европейского инвестиционного банка. По предварительной информации, страны должны будут скинуться на общую сумму в 10 млрд евро на рекапитализацию банка, что позволит увеличить кредитоспособность учреждения на 60 млрд евро. А этот шаг, как считают европолитики, в свою очередь, поможет привлечь инвестиции в размере 180 млрд евро.

Еще одним вариантом является возможность получения денег от инвесторов-частников под гарантии европейского механизма финансовой стабильности. В данном случае, возможно, европолитики будут использовать 12 млрд евро, которые не были задействованы при оказании помощи Португалии, Ирландии, Греции. По мнению разработчиков «плана Маршалла», частные инвесторы могут вложить в различные проекты до 200 млрд евро. Эти средства, считают европолитики, могут пойти на такие проекты, как развитие инфраструктуры, высокие технологии, возобновляемые источники энергии.

Что добавить? Скептики считают, что вряд ли данная программа поможет решить проблемы ЕС. Дело в том, что отдельные экономисты считают, что поднять европейскую экономику может не политика резкой экономии, а политика роста. Однако еврочиновники уже заявили о том, что не откажутся от программы «закручивания гаек», ведь, по их мнению, этот подход пусть в долгосрочном формате, но однозначно должен дать положительный эффект. Экономисты в ответ говорят только об одном: даже если «план Маршалла» позволит привлечь 200 млрд евро, этих денег явно недостаточно для решения проблем всей Европы. Почему? Да потому что проблемы слишком серьезные. Напомним, сегодня лишь на спасение одной Греции идет 130 млрд евро. Поэтому в свете рецессии стран ЕС нужно искать новые методы подъема экономики. А вот какие именно – пока никто не знает.