Комментарий: 'Газпром' рискует проложить трубу в никуда
Заявления Алексея Милллера о том, что ЕС надо поспешить со строительством продолжения "Турецкого потока", сочетают в себе здоровую предусмотрительность и откровенный шантаж, считает Андрей Гурков.
Видимо, совсем без ритуальных угроз в адрес Евросоюза, своего самого важного зарубежного клиента, высшие руководители "Газпрома" в нынешние времена ну никак не могут обойтись. Вот они и продолжают выступать в стилистике "на лицо ужасные, добрые внутри". Ведь на самом деле они серьезно озабочены дальнейшей судьбой сотрудничества с ЕС, обеспечивающего российскому государственному концерну львиную долю его валютной выручки. Эту озабоченность глава компании Алексей Миллер и попытался 14 января донести в Москве до своего гостя, заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича. Правда, в весьма своеобразной форме: шантажируя и блефуя.
Алексей Миллер требует от европейцев поторопиться
Причина беспокойства - судьба нового газопровода "Турецкий поток". Внезапное решение строить его взамен "Южному потоку" Владимир Путин принял 1 декабря 2014 года во время визита в Анкару. "Газпрому" из Кремля дана сугубо политическая установка: ориентировочно к 2020 году пустить через Турцию весь тот российский газ, который сейчас идет в Восточную и Центральную Европу транзитом через Украину, и доставлять его к некоему "пункту сдачи" на границе Турции и Греции.
Проблема только в том, что в тех краях у европейцев нет инфраструктуры для приема порядка 50 миллиардов кубометров газа. Таким образом, "Газпром" рискует проложить гигантскую трубу в никуда.
Чтобы этого не произошло, теперь задачей "наших европейских партнеров", в ультимативной форме заявил Алексей Миллер, "является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции". На это у европейцев, подчеркнул глава "Газпрома", максимум несколько лет: "Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должна быть начата прямо сегодня".
Где они, эти "другие рынки"?
Ну, а что будет, если европейцы вдруг не послушаются этих указаний из Москвы? "В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках", - пригрозил Алексей Миллер. Иными словами, он публично допустил сокращение поставок в Европу сразу на треть. Если бы кто-нибудь всерьез воспринял это заявление главы "Газпрома", это стало бы сенсация дня!
Однако все прекрасно понимают, что Алексей Борисович блефует, причем уже далеко не первый раз. На какие такие другие рынки Россия поставит 50 миллиардов кубометров из пункта сдачи на границе Турции и Греции? Или речь опять идет о мифологизированном китайском рынке, который якобы готов принять (по не существующим пока газопроводам) любые объемы российского газа? Но тогда зачем вообще прокладывать очень дорогой "Турецкий поток"? Или его сначала построят, а потом 50 миллиардов кубов назло европейцам пустят в Китай?
Еврокомиссия сомневается в целесообразности проекта
Нет, "Газпром" не может позволить себе разбрасываться такими клиентами, как Евросоюз. И топ-менеджмент компании этого, несомненно, не хочет. Поэтому Алексей Миллер, на публике демонстративно стуча по столу, одновременно идет на уступки. Так, он донес до гостя весьма важную мысль: "Мы свою стратегию и дальнейшие действия строим, исходя из плана создания в ЕС Энергетического союза".
Тут "Газпром" даже бежит впереди паровоза, поскольку в самом ЕС пока еще нет окончательно сформировавшейся точки зрения на такой союз. Однако Москва уже сигнализирует, что согласна отказаться от своей прежней стратегии прописывать в контрактах с отдельными странами различные цены и впредь готова иметь дело с единым покупателем. Марошу Шефчовичу заявление Миллера должно было особенно понравиться, ведь в Брюсселе за Энергетический союз отвечает именно он.
Тем не менее новый европейский переговорщик по энергетике сделал после своего первого визита в Москву куда более жесткие заявления, чем от него там, видимо, ожидали. Марош Шефчович вовсе не отрапортовал о готовности европейцев срочно начать прокладывать газопроводы именно к той точке "на границе Турции и Греции", на которую укажет "Газпром".
Более того, зампред Еврокомиссии вообще выразил сомнения в экономической целесообразности затеи с "Турецким потоком" и поставок газа с самого юго-востока континента: "Возникает вопрос, что должны делать дальше страны Центральной Европы. Надо посмотреть, может быть, мы можем найти какое-либо лучшее решение, экономически более обоснованное".
Так что риск того, что "Газпром" по указанию Кремля в спешке проложит трубу в никуда, после нынешних переговоров в Москве заметно возрос. Выход из создавшегося положения удастся найти только сообща. Марош Шефчович сообщил, что поиском решения займется создаваемая в ЕС рабочая группа на высоком уровне из представителей стран Юго-Восточной Европы, и пригласил к работе в ней министра энергетики России Александра Новака. Создается впечатление, что реальная судьба проекта "Турецкий поток" отныне зависит именно от этой группы покупателей российского газа.
Андрей Гурков, экономический обозреватель DW