Фонд гарантирования вкладов начал активно оспаривать в судах депозитные договоры проблемных банков.
Как пишут "Вести", вкладчики проблемных банков не могут получить компенсации: согласно действующему законодательству, ее размер не может превышать 200 тыс. грн.
"Судебные споры начались еще в декабре, в январе же стало стремительно увеличиваться их количество. И охват: идут процессы по вкладам Старокиевского банка, CityCommerceBank, Актив Банка, Реал Банка, Террабанка, Украинский финансовый мир, VAB Банка. Причем не только в Киеве, но и в регионах. Люди звонят из Николаева, Херсона, Запорожья, Одессы, других городов (крымчанам отказывают под любыми предлогами). Раздробили депозит на родных, переуступив часть жене и ребенку (оформив на них договоры), и теперь не могут получить не то, чтобы три компенсации, а даже одну. Фонд отказывается платить даже за один депозит положенные по закону 200 тыс. грн.", — сообщил старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
Подтвердили судебные тяжбы и сами чиновники. "Ведется большое количество судебных дел и причины абсолютно разные. Более точную информацию сможем предоставить, когда на руках будут оперативные данные", — сказал заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Андрей Оленчик, не уточняя причин тяжб.
Читайте:
НБУ готовит новые ограничения: под угрозой оказались межбанк и почти весь импорт
Юристы уточняют, что чаще всего Фонд напирает в своих исках на ст. 38 профильного закона ("О системе гарантирования вкладов физлиц") и доказывает, что проблемному банку был нанесен материальный ущерб из-за того, что вкладчик применил схему вывода денег.
Одна из самых распространенных — это дробление крупного вклада с переуступкой его части. Чаще всего такое проворачивали с валютными депозитами: когда человек открывал вклад в $25 тыс. при курсе 8 грн./$, компенсация в 200 тыс. грн. еще покрывала выплату (правда, без процентов), но после девальвации гривни — перестала. В гривне $25 тыс. — это 395 тыс. грн.: но опять же — по официальному курсу НБУ, по черному у валютных менял — все 512,5 тыс. Потому по мере девальвации гривни, люди приводили в банки родных и близких, открывали на их имена счета, и отправляя на них часть суммы. Причем, действовали по-разному: если банк выдавал людям наличные со счетов, то деньги на новые счета вносили тут же, если не выдавал — перечисляли в безналичном режиме.
Уступались части вкладов и совершенно посторонним лицам. В случаях, когда применялась другая схема — обмена кредита на депозит: вкладчик гасит за заемщика кредит (всю оставшуюся сумму живыми деньгами), а тот в свою очередь, отдает вкладчику наличными сумму его депозита.
"Чаще всего Фонд гарантирования пытается найти ошибки в юридическом оформлении таких договоров, чтобы придраться к ним. И на этом основании оспорить депозитный договор и не заплатить компенсацию. Еще один шанс у Фонда есть, если новые счета переоформлялись и вклады разбивались после введения в банке временной администрации. Здесь нужно помнить главное: если разбивка вклада произошла до введения администрации, закон не нарушен, если после — нарушение налицо. Вопросы возникают также, когда чиновники могут доказать, что новый вклад открыло связанное с акционерами банка лицо. Если никаких нарушений и ошибок нет, то компенсация должна выплачиваться", — отметил управляющий партнер юрфирмы "Можаев и Партнеры" Михаил Можаев.
Читайте:
НБУ предложили ликвидировать ещё три украинских банка
Однако юристы уверяют, что нередко Фонд отказывается платить даже при отсутствии схем, а лишь по косвенным признакам.
"У меня был случай с семьей, которая не применяла никаких схем и не разбивала единого вклада. Просто папа, мама и дочь изначально открыли депозит с внесением денег наличными в кассу одного и того же банка — каждый по 200 тыс. грн. Но как только в Фонде увидели, что это одна семья, то отказались выплачивать 600 тыс. грн., решили, что на одну семью достаточно 200 тыс. грн.", — подчеркнул Ростислав Кравец.
Хотя юристы напоминают, что действующим законодательством утверждено одно незыблемое правило: каждый человек имеет право на одну компенсацию по одному банку. Даже если вы открыли три счета в разных банках, и все они были поставлены на ликвидацию, и в Фонде гарантирования увидели, что один паспорт проходит по трем делам, все равно должны заплатить три компенсации. Проблема возникает только, когда все три счета на один паспорт открыты в одном и том же банке — вместо 600 тыс. грн. получите 200 тыс. грн.
"Сама процедура выглядит просто: подозрительные, с точки зрения Фонда выплаты, попадают в так называемый стоп-лист. Человек не получает выплату, а его дело расследуется. В том числе и в правоохранительных органах", — отметил Михаил Можаев.
В тоже время юристы уверяют, что если у вас правильно оформлены переуступка и дробления депозитов, то нужно, не стесняясь, идти в суд. "Ведь ни то, ни другое не запрещено действующим законодательством, главное, чтобы они были правильно оформлены. Судебный процесс может занять порядка 4-5 месяцев, но выиграть его вполне реально", — заверил Можаев.
Согласен с коллегой и Ростислав Кравец: "Параллельно можно подать в суд на временного администратора за превышение служебных полномочий и самоуправство, что, кстати, карается не только штрафом, а еще и тюремным заключением до 3 лет. И, кстати, такие иски уже есть. Пока их десятки, но, думаю, достаточно скоро будут сотни".
Количество тяжб вкладчиков с Фондом гарантирования вкладов, по оценкам юристов, уже достигло сотен, и вскоре будет исчисляться в тысячах.
"Боюсь, что масштаб будет большой. Это только начало, и, если власти не перестанут оспаривать право людей на компенсацию, то их количество будет стремительно расти. Цель Фонд понятна — минимизировать выплаты потерпевшим и сэкономить бюджетные средства, однако закончится это плохо. Я имею в виду доверие вкладчиков к банковской системе", — считает Михаил Можаев.
Читайте:
Гонтарева считает, что поборола коррупцию в Нацбанке: "Все зависит от руководства"
Сами же финансисты на этот счет делают оговорку. "Если со стороны вкладчиков действительно будут зафиксированы нарушения действующего законодательства, то тогда их действительно нужно наказывать. Если же их нет — людям должны выплачиваться компенсации. Все должно быть строго по букве закона", — подчеркнул председатель правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук.
Юристы же говорят о первых фактах вымогательства, и надеются, что они не станут распространенным явлением. "Люди рассказывают, что после отказов в выплате компенсаций, с ними стали связываться те, кого принято называть, решателями проблем. Предлагают, поспособствовать в получении 200 тыс. грн. в Фонде гарантирования. За вознаграждение, конечно же, — 50% выплаты. Пока явление не стало массовым, правоохранителям нужно принимать меры", — подытожил Ростислав Кравец.