Рокировка банковского сектора

Рокировка банковского сектора

Неразбериха в банковском секторе, связанная с миграцией финучреждений из одной ассоциации в другую, повлекла за собой немало вопросов. «Обозреватель» решил выяснить, в чем же причина таких действий на банковском поприще как крупных, так и мелких финструктур.

В конце 2011 года Национальный банк разослал коммерческим банкам письмо, в котором потребовал срочно определиться, какой из банковских ассоциаций они в наибольшей степени доверяют. После этого АУБ выразила обеспокоенность таким требованием НБУ, охарактеризовав этот шаг как давление на банки.

Бегство из АУБ

Не то чтоб массовые, но довольно ощутимые перемещения не в пользу АУБ произошли в течение марта-апреля текущего года, когда, прослышав о критике со стороны ассоциации работы Нацбанка, многие финучреждения не смогли с этим согласиться. Так, 29 марта покинул АУБ входящий в группу крупных банк "Хрещатик".

"Банк "Хрещатик" официально сообщил о выходе из состава членов Ассоциации украинских банков. Такое решение было принято вследствие постоянного пренебрежения уставными положениями и нормами руководством ассоциации, которая, несмотря на все сложности кризисного периода, так и не сумела консолидировать профессионалов банковского рынка для выработки эффективных и оперативных мер по выходу из кризиса", - аргументировала свое решение структура.

При этом руководство банка выразило мнение о том, что цель создания крепкой ассоциации, которая бы помогла банкам решать совместно с Национальным банком проблемы отрасли, так и осталась нереализованной из-за амбициозных действий руководства ассоциации, которое даже не стремилось общаться с членами совета АУБ, руководством коммерческих банков.

30 марта АУБ лишилась еще 2 членов - входящего в группу крупных VAB Банка и входящего в группу средних Европейского газового банка. В 2011 году VAB Банк вместе со многими другими участниками рынка вошел в Независимую ассоциацию банков Украины, которая, по мнению финучреждения, демонстрирует достаточную эффективность и настойчивость относительно защиты интересов участников рынка банковских услуг. НАБУ также занимает более конструктивную позицию в выстраивании диалога с регулятором касаемо обсуждения спорных вопросов и новых механизмов регуляции рынка и рыночных отношений. При этом руководство VAB Банка выразило надежду на успешную работу этой организации и на то, что при поддержке участников совместными усилиями она сможет создать все необходимые предпосылки для обеспечения стабильности работы финансовой системы Украины, высоких стандартов банковского сервиса и развития прозрачной конкуренции.

Что касается решения о выходе из АУБ Европейского газового банка, то оно также было принято в связи с несогласием финучреждения позиции ассоциации касательно работы НБУ. "Руководство АО "Еврогазбанк" приняло решение о выходе из состава членов Ассоциации украинских банков. Причиной тому стало несогласие с методами работы ассоциации и необоснованной критикой денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком", - отметили в пресс-службе банка. К слову, в 2011 году Еврогазбанк стал соучредителем НАБУ.

Последним «беглецом» пока что стал крупнейший украинский банк Игоря Коломойского. О решении «Приватбанка» выйти из АУБ огласил 4 апреля ее президент Александр Сугоняко. По его словам, данное решение было принято "Приватбанком" после заявления АУБ о необходимости смены руководства Национального банка. Теперь будущее ассоциации под вопросом, ведь может последовать цепная реакция.

Сугоняко рассказал, почему уходят банки

«Банки уходят, потому что идет пресс со стороны НБУ. НБУ не устраивает независимая позиция АУБ относительно ликвидности, валютных резервов… А на банки осуществляется давление, Это факт», - сказал «Обозревателю» президент ассоциации Александр Сугоняко. По его словам, ослабления ассоциации в связи с выходом из нее ряда крупных банков вряд ли стоит ожидать. Ассоциация будет работать по-прежнему, поскольку ключевую проблему следует искать не в конкретном объединении, а в банковском секторе в целом. «Есть масса проблем глобальных банковского сектора. Мы, к примеру, не критикуем нашу экономику. Пока мы не начнем кредитовать нашего производителя, ничего не изменится. Реальная экономика получает всего 30% кредитного портфеля…», - возмутился Сугоняко.

Относительно позиции АУБ, Александр Сугоняко выразился достаточно конкретно. По его словам, в монетарной политике, «зажимая» ликвидность с целью текущего удержания обменного курса и инфляции, НБУ допустил ряд ошибок, которые нанесли ощутимый удар по экономике и банковской отрасли, что, в частности, негативно отобразилось на ликвидности, процентных ставках по депозитам и кредитам и на объемах кредитования, и соответственно, привело к замедлению экономического роста в конце 2011 года.

Сугоняко отметил, что принципиальная разница в идеологии АУБ и НАБУ проявляется именно в разнополюсности подходов – у АУБ позиция резко критическая, НАБУ же – объединение более лояльное по отношению в проводимой НБУ линии. А уход банков, по его словам, - следствие давления со стороны НБУ, которому АУБ стала оппонентом.

АУБ или альтернативная НАБУ: кто сильнее

4 ноября 2011 года в Украине наряду с уже существующими Ассоциацией украинских банков, действующей с 1990 года, и ассоциацией "Украинский кредитно-банковский союз" группа банков решила создать Независимую ассоциацию банков Украины (НАБУ), членами которой одномоментно стали около 70 финансовых учреждений.

При этом, почувствовав конкуренцию, президент АУБ Александр Сугоняко от имени своих членов раскритиковал создание альтернативной АУБ организации, назвав ее неэффективным и искусственно созданным под давлением НБУ объединением. На момент создания НАБУ в АУБ входило более 100 банков и 7 региональных банковских союзов, которые в итоге начали рассеиваться и перекочевывать в другие объединения.

Следует напомнить, что метания банков связаны с тем, что в конце 2011 года Национальный банк разослал коммерческим банкам письмо, в котором потребовал срочно определиться, какой из банковских ассоциаций они в наибольшей степени доверяют. После этого АУБ выразила обеспокоенность таким требованием НБУ, охарактеризовав этот шаг как давление на банки.

На сайте АУБ приведены данные по состоянию на 1 марта текущего года, которые свидетельствуют о том, что 1 марта в рядах АУБ было 94 учреждения. Учитывая вышеизложенную информацию, их осталось уже 90. При этом количество членов НАБУ за последнее время значительно выросло: к 69 банкам-членам по состоянию на конец января в начале февраля присоединились еще 10 финучреждений, а 22 февраля еще 6 банков огласили о своем решении касательно присоединения к ассоциации. Таким образом, количество банков в НАБУ составило, согласно данным сайта ассоциации, 79 учреждений, однако ассоциация ожидает и дальнейшего пополнения.

Призыв о взаимоуважении

Прослышав о критике со стороны АУБ, Независимая ассоциация банков Украины призвала другие банковские ассоциации к уважению при взаимных публичных оценках.

В сообщении ассоциации тогда отмечалось, что НАБУ видит возможность повышения доверия к банковскому сектору в уважении друг ко другу. Ассоциация также сочла недопустимой практику, когда одни банковские объединения объявляют других "административными клонами" или "псевдообщественными организациями" (соответствующие заявления в адрес НАБУ 7 февраля сделал президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко).

"Совместными усилиями мы гораздо быстрее, полнее и глубже решим спорные вопросы и устраним преграды для работы отрасли наиболее честным и прозрачным образом", - отмечалось в сообщении НАБУ, которая одним из способов достижения указанной цели назвала расширение сотрудничества между банками и представляющими их организациями, а также налаживание деловых и конструктивных отношений с регулятором и другими госорганами.

Кроме того, на тот момент НАБУ призвала банковские ассоциации воздержаться от провокационных и популистских заявлений и учитывать возможные последствия таких действий для устойчивости финансового сектора в целом, однако ассоциация Сугоняко и далее продолжает жестко критиковать государственный финансовый режим, а также действия альтернативных АУБ ассоциаций.

Последствия: глазами банкиров

Банкиры прогнозируют эффективную работу НАБУ, причем без политической подоплеки. Аргументом в этой связи является сотрудничество ассоциации с НБУ и довольно грамотное и лояльное отношение к конкурирующим организациям.

По мнению председателя правления "Еврогазбанка" Ростислава Павличенко, заявление президента АУБ Александра Сугоняко о необходимости смены руководства НБУ носит скорее политический, нежели экономический характер. По его словам, руководство АУБ не согласовывало свою позицию с членами ассоциации, соответственно, это заявление можно считать личной позицией президента АУБ, а не всего банковского сообщества.

"Работа ассоциации заключается в поиске компромисса и решении проблемных вопросов, возникающих между игроками рынка и органами власти, а не в сознательном создании конфликтных ситуаций. Именно поэтому мы приняли решение прекратить свое членство в АУБ", - подчеркнул Павличенко.

В пресс-службе БМ Банка говорят о том, что решение о выходе из АУБ принималась на основе высказывания Сугоняко о нецелесообразности функционирования небольших финучреждений. «Мы вышли из этой организации еще в начале прошлого года, когда услышали или прочли или увидели, я уже не помню, интервью господина Сугоняко о том, что нужно закрывать мелкие и не очень крупные банки», - сообщил «Обозревателю» начальник Управления маркетинга и рекламы БМ Банка Андрей Пазуха.

При этом часть банкиров убеждены, что организация, которая создавалась как цельное банковское звено и была призвана помогать и поддерживать банки, окончательно себя дискредитировала после политических заявлений ее президента. «Мы считаем, что последние заявленные позиции руководства АУБ в отношении действий Нацбанка стали последней каплей, подтвердившей, что эта организация окончательно дискредитировала себя как участник рынка. Вместо того, чтобы консолидировать участников рынка, выстраивать конструктивный диалог с регулятором и вырабатывать в процессе рабочих групп и консультаций общие эффективные решения для банковского сектора, и тем более в условиях меняющихся вводных на рынке финансовых услуг и обострившихся долговых вопросов мировых экономик, руководство ассоциации начало явно спекулировать на членстве в организации и использовать АУБ в качестве обобщенного аргумента в отстаивании личных интересов», - сообщил нам председатель правления VAB Банка Денис Мальцев.

При этом банкиры не берутся давать оценку тому, что именно побудило руководство к таким действиям, абсолютно не согласованным с членами организации, зато намеренно поданных от лица всех членов ассоциации. По мнению участников банковского рынка, в данной ситуации есть и некий положительный толчок - многие банки такая возмутительная позиция заставила, наконец, расставить все по своим местам и сделать то, что уже созревало на стадии предварительных решений о выходе из ассоциации.

«Тем более, что часть участников к тому времени уже вступила в недавно организованную НАБУ – ведь потребность в консолидированной площадке осталась. Только сообща можно добиться синергии предлагаемых рынку решений, которая ускорит выход на положительный результат», - считает Мальцев.

При этом среди банкиров бытует убеждение в том, что на протяжении последнего времени Нацбанк сделал некоторые шаги в правильном направлении, с целью защиты стабильной работы финансового сектора и уменьшения рисков, связанных с ситуациями на мировых рынках. Прежде всего, по мнению банкиров, это меры, направленные на поддержку гривневой ликвидности и на снижение давления на национальную валюту (изменение требований к резервированию, снижение учетной ставки, расширение рефинансирования). Помимо этого, совместно с Минфином, на рынок были выведены новые финансовые инструменты, в частности, валютные ОВГЗ, а населению были предложены в качестве альтернативы вложений в валюту инвестиционные монеты. Все это расширило возможности для участников рынка и позволило не только диверсифицировать риски инвестиционных портфелей в банковской системе, но и получить дополнительные каналы привлечения средств для финансирования экономики.