Греция становится для Берлина проблемой номер один
Отношения между министрами финансов ФРГ и Греции переживают не лучшие времена. Настало время вмешаться канцлеру Меркель: премьер-министр Ципрас прибывает с визитом в Берлин.
Совместная работа, возможно, с самым непростым "пациентом", пострадавшим от еврокризиса, находится в компетенции не только финансовых экспертов. Реабилитация запущенной греческой экономики - цель, объявленная Евросоюзом - по сути, чистая психотерапия. Причем не только строгий министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble) находится в полном недоумении в связи с вальяжным поведением греческого правительства по поводу требований Брюсселя, направленных на предотвращение возможного финансового инфаркта.
Небольшие страны-члены ЕС тоже уже давно сжимают от гнева кулаки, когда Афины просто игнорируют закрепленные в договорах соглашения и нарушают обговоренные сроки. В особенности свое недовольство греческими ужимками высказывают Ирландия и Португалия - страны, которые очень близко прошли по краю финансовой пропасти, но сумевшие, пусть и болезненным путем, оздоровить свою экономику и выкарабкаться из кризиса.
Скорая развязка неизбежна. Сегодня все взоры направлены на Берлин. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) принимает премьер-министра Греции Алексиса Ципраса - отличник учебы собирается учить жизни отстающего двоечника. Причем не только на том основании, что Германия является экономическим локомотивом всей Европы, но и по политическим причинам. Полностью соотносясь с политикой Гельмута Коля (Helmut Kohl), канцлер Меркель стремится сохранить евро и таким образом удержать вместе страны ЕС.
Происходит своего рода проверка делом нового внешнеполитического курса Германии, которая уже не желает лишь поддерживать совместно приятые решения, но хотела бы и сама определять повестку дня. Греция в настоящее время остается приоритетной темой, так как на уровне министров финансов - Вольфганга Шойбле и Яниса Варуфакиса - рабочая обстановка вот уже многие недели оценивается как "совершенно неудовлетворительная". Теперь сама Меркель попробует найти выход из, казалось бы, безнадежной ситуации.
Системные недостатки Греции
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас едет в Берлин не с пустыми руками. Принятый парламентом в выходные в ускоренном порядке новый закон об ужесточении наказаний налоговым уклонистам, должен будет способствовать пополнению пустой греческой казны. Около 3,7 миллиона греков имеют перед государством задолженность по налогам и социальным выплатам, также как и почти 450 тысяч предприятий. В общей сложности это наносит ущерб в размере около 76 миллиардов евро. По мнению политиков, почти девять миллиардов евро из них могут быть собраны сейчас благодаря принятому закону - тот, кто объявит о своей готовности заплатить недостающие налоги до конца марта, будет освобожден от уплаты штрафа и процентов, также ему будет предоставлена возможность оплаты налогов в рассрочку. Операция "стать честным гражданином" начинается.
Вопрос налогообложения в Греции - это вообще крайне чувствительная тема, которая, как никакая другая, позволяет понять жителей этой страны. В греческом обществе уже давно укоренилось стремление всеми способами избежать уплаты налогов. Особенно это желание "сэкономить на налогах" касается сферы услуг. Многие греки если и платят НДС, то в лучшем случае не в полном объеме. В 2010 году правительство повысило НДС с 19 до 23 процентов, однако на размере налоговых поступлений это практически никак не отразилось. Кроме того, Греция остается страной, где чеки, квитанции и электронный документооборот до сих пор во многих местах остаются экзотикой. В то же время вывод капитала - это, практически, народный вид спорта: с начала кризиса в еврозоне в 2010 году из Греции в сторону Кипра и Швейцарии утекли миллиарды евро.
Вместе с тем, налоговая нагрузка на греческих богачей, более чем скромная - в то время, как рост налогов для работников в низкооплачиваемом секторе с 2010 года составил более 300 процентов, налоги для миллионеров и миллиардеров увеличились лишь на 9 процентов. На сегодня долг Греции составляет около 175 процентов ее ВВП, однако для потенциальных инвесторов до сих пор не созданы комфортные условия - нигде в ЕС создание нового предприятия не является столь сложным и длительным. С другой стороны, с начала кризиса пять лет назад около 230 тысяч греческих фирм объявили о своем банкротстве.
Ключевая проблема Греции - это непомерное желание стать государством "всеобщего благоденствия". Каждое пятое рабочее место создано в рамках госслужбы. Начиная с 1980 года, государство ведет себя крайне щедро по отношению к своим гражданам. К наиболее вопиющим примерам относятся 14 месячных пенсий и 16 месячных зарплат в год для членов парламента. На этом фоне многие греки сейчас воспринимают меры жесткой экономии, как нечто возмутительное. За последние пять лет в государственном секторе были сокращены 370 тысяч рабочих мест, и лишь каждое пятое место, освободившееся за счет выхода на пенсию, вновь занимается новым сотрудником.
Немецкая финансовая дисциплина
Теперь не только немецкие политики все чаще возмущаются развязному стилю вести переговоры, которого придерживается греческое правительство, общаясь с кредиторами. Даже среди обычных немцев нарастает скептицизм в отношении Греции - всего лишь треть жителей Германии относится к грекам с сочувствием, и выступает за предоставление отсрочек по кредитам. В то же время 80 процентов немцев считают некогда популярную для отдыха страну больше не заслуживающей доверия. И если Афины не в состоянии начать экономить, то почти две трети опрошенных не имеют ничего против выхода Греции из еврозоны.
Немцы - крупнейшие кредиторы Греции (на их долю приходится около 27 процентов всего долга страны) и, таким образом, гаранты спасения европейской экономики, постепенно начинают терять терпение в отношении стиля работы греческого антикризисного менеджмента.
Прежде всего, Вольфганг Шойбле. Министр финансов ФРГ является упорным сторонником политики жесткой экономии. Специалисты подразумевают под этим создание сбалансированного бюджета, без необходимости брать новые кредиты. Шойбле, если мы говорим о Германии, это на самом деле это удалось. Благодаря экономии, дисциплине и, самое главное, жестким правилам.
Именно на правила греческое правительство, похоже, закрывало глаза многие десятилетия. "Греки - это такой народ, - утверждает экономист Йенс Бастиан (Jens Bastian), - который нарушение правил возвел в новое правило". Бастиан должен знать, о чем он говорит - вот уже с 1998 года немец живет в Афинах, греческий кризис он распознал еще в 2010 году, назвав его "созданным собственными руками". Эпоха принципа греческой жизни "покупай сегодня, плати - завтра" подходит к своему концу. И Ангела Меркель вряд ли сможет сообщить Алексису Ципрасу что-то иное.