Верховный суд Кипра завален исками и проверяет законность списания средств вкладчиков

Верховный суд Кипра завален исками и проверяет законность списания средств вкладчиков

Верховный суд Кипра решит, позволяет ли конституция Кипра забрать средства со счетов в Bank of Cyprus и Laiki без справедливой компенсации, согласованной с клиентами банка или назначенной судом, сообщил кипрский адвокат Стелиос Американос, предоставивший и определение суда. Решения сегодня не вынесут, оно ожидается позже, замечает адвокат.

Верховный суд Кипра не только рассматривает апелляции на решения окружных судов (их четыре), но и проверяет законы на соответствие конституции.

Списание средств в пользу банков — результат договоренности Кипра с тройкой кредиторов — ЕС, Европейским ЦБ и МВФ. Одобрив этот шаг, Кипр получил в кредит 10 млрд евро и спасся от дефолта. Но для клиентов Bank of Cyprus это означает изъятие до 60% средств со счетов свыше 100 000 евро и только 22,5% из них будут переведены в акции банка класса А, позволяющие получать дивиденды и голосовать, следует из разъяснений ЦБ Кипра. Остальные средства переведут в бумаги более низких классов. Клиенты Lаiki пока теряют все свыше 100 000 евро.

По словам Американоса, окружной суд Никосии еще 29 марта вынес промежуточный судебный запрет на изъятие средств с депозита его клиента в Bank of Cyprus (имя клиента и судебный акт он не раскрывает). Запрет адресован Диносу Христофидису, специальному управляющему банка, и ЦБ Кипра. Запрет действует, пока компетентный суд не определит справедливую компенсацию либо не вынесет другого приказа. Суд согласился, что действия властей не соответствуют конституции Кипра и первому протоколу к Европейской конвенции по правам человека (отчуждение собственности без справедливой компенсации запрещено), говорит Американос: вкладчики фактически не получили ничего взамен. В Bank of Cyprus на запрос "Ведомостей" не ответили.

Подано более 50 таких исков, утверждает Американос: верховный суд решил рассмотреть все их скопом, когда разберется с конституционностью антикризисных законов.

Из определения верховного суда следует, что до рассмотрения им вопроса конституционности мер правительства любое воздействие на счета должно быть приостановлено. В верховном суде Кипра на запрос "Ведомостей" не ответили.

Два юридических консультанта и два топ-менеджера российских компаний сказали "Ведомостям", что получали электронную рассылку с такой новостью, но не уверены, что это правда, а не пиар адвокатов (письмо, в частности, от Американоса есть у "Ведомостей"). Российский финансист, у которого на Кипре застряло более 100 млн евро, не слышал о таких решениях судов: "В Bank of Cyprus у меня только около 1 млн евро, на них махнул рукой, в Laiki, к счастью, ничего нет". Сейчас он поглощен выводом средств небольшими транзакциями (до 200 000 евро) из банка Hellenic.

Банкир, у компании которого заморожены на Кипре несколько миллионов евро, в том числе в Bank of Сyprus, позитивно воспринял новость, но подождет подавать иск до решения верховного суда: "Слабо верится, что судьи сорвут планы правительства".

Принудительный обмен денег на ничего не стоящие акции, конечно, нарушение прав, но оно санкционировано законом "Об оздоровлении кредитных и иных институтов", замечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Многие кипрские адвокаты уже открыли новый бизнес по обращению в суды за защитой прав вкладчиков и истребованием справедливой компенсации, замечает он, но для клиентов это бесперспективный путь, который тем не менее может дать шанс в Европейском суде по правам человека — на основании Европейской конвенции о защите прав и оcновных свобод человека.

Письма с предложением помочь российским предпринимателям вернуть деньги, используя договор с Кипром о взаимной защите инвестиций (от 1997 г., не ратифицирован Россией), рассылает немецкая юрфирма Heuking Kuhn Luer Wojtek (письмо пришло и в "Ведомости"). Российские инвесторы могут подать иск к Кипру в ЕСПЧ, если им откажут все кипрские суды, замечает Арно Гильдемейстер из Heuking Kuhn Luer Wojtek, но компенсация от ЕСПЧ обычно гораздо ниже, чем рыночная оценка инвестиций.

Источник:Ведомости