Лесная вакханалия: как в Украине лечат зеленкой опухоль в легких

Карпаты

Кабинет министров Украины, вместо того, чтобы бороться с проблемой уничтожения лесов, решил развязать руки и без того обнаглевшим контрабандистам и попросту отменить мораторий на экспорт леса уже в ближайшее время. Если это все же произойдет, страна "облысеет", а отечественный деревообрабатывающий бизнес будет уничтожен.

"Обозреватель" призывает власти опомниться и подумать о будущем легких нашей страны. Тем более, что есть варианты.

Украина, как известно, самая большая страна Европы. Но только 16% ее территории занимают леса, что, впрочем, не мешает расти объемам незаконной вырубки и контрабанде. Кстати, удивительно, но масштабная контрабанда — один из аргументов лоббистов отмены моратория на экспорт леса. Это все равно что лечить раковую опухоль зеленкой. Кабмину почему-то плевать на челлендж общества, плевать на справедливость, ведь проще взять — и снять запрет, потому что того хочет бог-Евросоюз.

Читайте: Депутаты и производители поддержали сохранение моратория на экспорт леса-кругляка

Битва за мораторий

Верховная Рада 9 апреля 2015 года приняла закон, которым на 10 лет запретила экспорт лесоматериалов и пиломатериалов в необработанном виде — леса-кругляка. При этом запрет на экспорт лесоматериалов древесных пород (кроме сосны) был введен с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосны — с 1 января 2017 года.

Временный запрет на вывоз за границу древесины был введен не только для предотвращения его бесконтрольного вывоза, но и для поддержки украинской деревообрабатывающей промышленности. Это стало единственным шансом возродить отрасль и остановить варварскую вырубку.

Несмотря на пока достаточно короткий срок действия моратория, его существенная выгода для украинской деревообрабатывающей, мебельной и бумажной отраслей и экономики в целом очевидна. Объем реализации промышленной продукции за I полугодие 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в долларовом эквиваленте сократился на 6%, а деревообрабатывающая промышленность продемонстрировала прирост в 15%, мебельная — в 12%.

"По самым скромным оценкам, у нас в этой отрасли появилось порядка 200 тыс. рабочих мест: уже начали работать украинские деревообрабатывающие комбинаты, строятся пилорамы, предприятия все больше экспортируют в ЕС уже готовые заготовки", — рассказал бизнесмен Михаил Бродский.

В то же время из-за бездействия правительства выросла контрабанда древесины. В то время как экспорт леса-кругляка сократился на 400 тыс. тонн, но параллельно на 200 тыс. тонн странным образом вырос экспорт дров. Это демонстрирует возможный масштаб контрабанды леса-кругляка, и это в обязательном порядке должен урегулировать Кабмин.

Но вместо того, чтобы бороться с опухолью, в марте 2016 года правительство Арсения Яценюка предложило парламенту отменить запрет на экспорт необработанной древесины. Кабмин подготовил и подал в парламент соответствующий законопроект.

В ЕС также сочли, что поддержка украинского производителя — это лишнее, а более правильно будет вывозить необработанную древесину за границу, где ее будут перерабатывать, и затем продавать уже готовую продукцию с высокой степенью переработки (а, значит, и добавленной стоимости) украинским потребителям.

Читайте: Гослесагентство ошеломило убытками от незаконной вырубки леса

Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский одним из условий предоставления Украине макрофинансовой помощи назвал снятие моратория на экспорт необработанной древесины. "Для нас очень важно, чтобы Украина выполняла обязательства в рамках соглашений об ассоциации с ЕС. Имеется в виду ограничение на украинский экспорт. Мы очень негативно относимся к ограничениям на экспорт леса-кругляка из Украины. Мы считаем, что этот запрет ничего не дал для защиты украинских лесов", — заявил Томбинский.

Тут же к голосу из ЕС присоединились и голоса местных властных чиновников уже из нового правительства Гройсмана. Как заявила заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Микольская, запрет на экспорт необработанной древесины не дает получить Украине второй и третий транши макрофинансовой помощи Европейского Союза. А на кону — 1,2 млрд евро.

"Устранение данного раздражителя в торговой сфере является необходимым условием для продолжения реализации в Украине Третьей программы макрофинансовой помощи ЕС, где второй и третий транши — это суммарно 1,2 млрд евро, а также для дальнейшей либерализации торговли с ЕС", — заявляла Микольская.

Читайте: Сыр в мышеловке: Ляшко раскритиковал кредит от ЕС за отмену моратория на экспорт леса

"И вот теперь возник вопрос: или нам получить миллиард долларов помощи от западных доноров и снова разорить отрасль, увеличить количество "залысин" на карте нашей родины во имя бесконтрольного экспорта, или все-таки повести себя по-хозяйски. Я более чем уверен, что при сохранении нынешних темпов развития, благодаря резкому увеличению добавочной стоимости, деревообрабатывающая отрасль в ближайшее время самостоятельно уплатит в бюджет этот миллиард, но при этом люди еще будут получать заработную плату, а смежники — подряды. Но "черные" лесные лоббисты будут пытаться убедить страну в другом: "ограничения — это плохо", "помощь — это хорошо", — прогнозирует Михаил Бродский.

Кстати, одним из таких лоббистов, похоже, является и Гослесагентство, которое официальные данные переворачивает с ног на голову.

Как побороть незаконную вырубку

Один из рецептов озвучил на днях генпрокурор Юрий Луценко: ГПУ инициирует введение уголовной ответственности за незаконную транспортировку и переработку леса. Водители и рабочие нелегальных пилорам триста раз подумают, прежде чем участвовать в подобных предприятиях.

Также нужно усилить охрану лесов и проверить работников Гослесагентства: по данным правоохранительных органов очень часто в схемах по незаконной вырубке леса участвуют как раз сотрудники лесхозов. Более того, до введения моратория именно лесхозы эшелонами вывозили древесину за границу и продавали за гроши. Именно поэтому Евросоюз так настаивает на отмене запрета: свой лес рубить жалко, а украинский можно в любых количествах привозить за бесценок.

Несколько дельных предложений есть и у Гослесагентства.

Так что бороться с преступностью не только нужно, но и можно. Достаточно взять себя в руки, показать европейским партнерам (а точнее, лоббистам), что национальные интересы все-таки выше и при этом отменять норму, которая спасает отечественный бизнес и природу, вовсе не обязательно.