О мировом контроле за крупными международными холдингами, которые уклоняются от уплаты налогов, надзоре за известными финансовыми структурами со стороны лидеров G20, G8, ОЭСР, БРИКС, говорят давно. На недавнем саммите "двадцатки" договорись уже о конкретных действиях, с указанием приблизительных сроков.
Что это - очередные громкие заявления влиятельных стран, или попытка взять под контроль строптивые богатенькие концерны для защиты собственных интересов?
Грядет глобальный надзор
На петербургском сентябрьском саммите G20 прозвучало предложение, чтобы в ближайшие два года Россия и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) подготовили решения, влияющие на уменьшение количества уклонистов от налогов. Речь идет о компаниях, которые работают в одной стране, а платят налоги в другой.
Лидеры G20 пришли к мнению, что фискальная консолидация вовсе не мешает стимулированию экономического роста, как считалось раньше.
"Наоборот, те фискальные стратегии, которые были приняты сегодня во исполнение плана по стимулированию роста экономики и содействию занятости, они как раз и обозначают решение наших государств о постепенном движении к сокращению долговых нагрузок, которые были сформированы в последнее время. И все страны практически приняли решение о снижении долгов и дефицитов в среднесрочной и долгосрочной перспективе", - отметил на саммите глава Минфина России Антон Силуанов.
Кроме этого лидеры стран G20 высказались за усиление регулирования теневого банковского сектора - организаций, предоставляющих финансовые услуги, но формально не являющихся банками, поэтому и не подлежащими традиционному регулированию.
Не остались без внимания и крупные международные концерны. В отношении их разработают план мер по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы. Что, фактически, сократит их возможность ухода от оплаты налогов. Но детальный план с предложениями решили разработать на протяжении ближайших двух лет.
По словам экспертов, сегодня международные концерны иногда платят 3-4% с прибыли, и не всегда перечисляют налоги там, где предоставляют свои услуги или производят продукцию.
Кроме крупных международных компаний, в поле зрения попали также 28 крупнейших мировых банков и 9 страховых компаний. Над ними тоже планируется установить глобальный надзор.
Не стоит забывать, что подобные разговоры о глобальном налоговом контроле идут уже давно. Так или иначе, эти вопросы поднимались на всех последних саммитах "двадцатки". Правда, тогда не устанавливались дедлайны и не принимались конкретные решения.
Погоня за крупными корпорациями
В Европе уже давно стремятся к банковскому надзору. К марту 2014 года планируется создать Европейский банковский союз, который будет наблюдать, в том числе, и за выводом капитала. И виной тому, говорят некоторые эксперты, экономические кризисы. Возвращение капитала из оффшоров в Европу становится важным для преодоления кризиса.
Не только борьба с оффшорами, но и поиск за рубежом сокрытых от налогообложения денег – темы, которые поднимаются на саммитах G8 и G20, встречах ОЭСР и БРИКС. Похоже, увеличение собираемости налогов грозится перерасти в главный мировой тренд.
А мировая компания по борьбе с сокрытием налогов набирает скорость.
Налоговые службы Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Испании в июне текущего года получили доступ к информации о владельцах банковских счетов в пяти европейских оффшорах.
Уже взялись за крупную глобальную компанию Google. Ею заинтересовались налоговики трех стран - Англии, Франции и ФРГ. Финансовые потоки Google сосредоточены только в ирландском подразделении этой компании, оттуда они идут на счета в оффшорные зоны. Британские налоговики выяснили, что за последние пять лет в Великобритании выручка корпорации достигла 18 млрд долларов, в ФРГ эта сумма - 19 млн евро.
Расследование Google продолжается. Если компания до суда не оплатит штрафы по налогам, то после суда суммы будут еще большими, и неизвестно чем могут обернуться для корпорации.
Беспокоят налоговиков Европы практики, применяемые компаниями Amazon, Starbuks и другими концернами, которые тоже используют сеть оффшорных компаний, чтобы выводить туда прибыль, не уплачивая ничего в казну.
Скоро возьмется за глобальных налогонеплательщиков и Китай. В августе руководство этой страны заявило, что с 2000 года по 2011 год из Китая в оффшоры из-под налогообложения вывели около четырех триллионов долларов. Китайские власти поспешили подписать в Париже конвенцию о международной взаимной поддержке по вопросам налогообложения в рамках ОЭСР. Вот она, глобальная борьба с подозрительными трансакциями огромных размеров и крупными неплательщиками налогов.
Почему занялись теневой экономикой
По данным Еврокомиссии, доля налогов и сборов в совокупном ВВП стран ЕС достигла максимального уровня в 1999 году - 41,0%, но после введения евровалюты она начала падать, снизившись до 38,4% в 2009-2010 годах.
Правительства потратились на поддержку финансового сектора, но кроме этого им еще приходится сокращать бюджетные дефициты и снижать объемы госдолга.
За счет чего? Где брать средства? В 2009-2012 годах многие европейские страны увеличили ставки налогов и сборов. Хотя тут палка о двух концах. Высокие налоги мешают развитию экономики. В свою очередь, сокращение бюджетных расходов усиливает кризисные тенденции.
Вот и решили получать деньги, усилив борьбу с "теневой" экономикой и уклонистами от уплаты налогов. Возможные доходы в этом направлении уже подсчитали.
Еврокомиссия оценила объем неуплаты налогов и сборов в 1 трлн евро в год, что превышает в два раза совокупный дефицит бюджетов стран ЕС в 2012 году - 514 млрд евро и в 7 раз больше годового бюджета Евросоюза - 147,2 млрд евро. То есть, в тени около 20% ВВП Евросоюза.
Конец банковской тайне и налоговым гаваням
Страны ЕС заявили о том, что до конца текущего года создадут систему автоматического обмена банковской и налоговой информацией. Это даст возможность налоговым органам видеть картину доходов частных лиц, независимо от страны проживания и работы.
Австрия и Люксембург выступили против такого решения, поставив условие: аналогичные условия примут европейские страны, не входящие в ЕС - Швейцария, Лихтенштейн, Андорра, Монако. И это понятно, ведь банковские услуги в Австрии и Люксембурге составляют большую часть ВВП.
Надо сказать, что в мае Минфин Швейцарии сообщил, что банки страны будут раскрывать информацию о скрытых банковских счетах американских граждан. Об этом их попросили США.
Занялись и оффшорами. Банкротство двух крупных кипрских банков с конфискацией большей части средств с депозитных счетов (более 100 тыс. евро) говорит о том, что хранить деньги в налоговых гаванях – дело ненадежное.
Засуетились и в Британии. Весной этого года премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон призвал власти британских оффшоров принять международные стандарты налогообложения.
А в США придумали свой способ борьбы с неплательщиками налога. Администрация Барака Обамы предложила ввести единую глобальную ставку налога на прибыль от международного бизнеса в размере 15%.
Реформа для богатых?
Лидеры G20 пообещали помогать развивающимся странам отслеживать денежные потоки в налоговых гаванях, чтобы найти налоговых уклонистов. Для развивающихся стран это немаловажно, так как уклонение от налогов лишает эти страны столько средств, сколько они получают в качестве помощи от различных фондов.
И вроде как автоматическая система обмена налоговой информацией, которую собираются создать, поможет бороться с коррупцией и предотвращать новые финансовые кризисы.
Но не все эксперты так оптимистично восприняли глобальные заявления, прозвучавшие со стороны лидеров разных стран. Некоторые аналитики заговорили о том, что хотя реформа глобальной налоговой системы поможет развивающимся странам, системой поимки налоговых уклонистов воспользуются богатые страны.
Ведь кто позволит открыть информацию о владельцах, контролирующих миллиарды по всему миру, компаний, говорят эксперты? Без этой информации налоговики развивающихся стран вряд ли смогут вычислить налоговые нарушения в крупных холдинговых компаниях.
Кроме того, развивающиеся государства не участвовали в обсуждении налоговой реформы.
Циничное заявление "двадцатки"
Насколько серьезное заявление сделали в очередной раз на саммите G20, пообещав заняться крупными корпорациями, уклоняющимися от уплаты налогов, теневым банковским сектором? Кому может быть невыгодно решение по ущемлению налоговых интересов крупных международных концернов?
Кандидат экономических наук, управляющий партнер компании "Финансовая студия" Евгений Невмержицкий считает, что заявления о борьбе с уклонистами по налогам среди крупных международных концернов на саммите G20 выглядит цинично.
"В присутствии таких концернов на своей территории заинтересованы практически все страны без исключения, т.к. это, прежде всего, создание новых рабочих мест, прозрачный бизнес, дополнительные и существенные поступления в бюджет страны, - сказал "Обозревателю" Невмержицкий. - С другой стороны, большие концерны связаны с огромной силой инерции, и проблемы у такой корпорации, как "Дженерал моторз", "Хонда" или любой другой компании, обороты которой исчисляются десятками миллиардов долларов, касаются экономик целых стран".
Прибыль таких компаний выступает на второй план и не может идти ни в какое сравнение с теми финансовыми потоками, которые они генерируют и практически напрямую способствуют налоговым поступлениям через другие виды бизнеса, решение социальных вопросов занятости, других важных вопросов, отметил эксперт.
"Даже официальная "борьба" с уклонистами подобного уровня от уплаты налога на прибыль в виде штрафов, показательных судебных процессов, будет только лицевой стороной решения задачи, а реальная политика стран G20 всегда будет только способствовать развитию таких концернов и их укреплению на мировых рынках", - заявил Невмержицкий.
А объемы скрываемых крупными международными корпорациями налогов несравнимы по величине со всем бюджетом Украины, т.к. многие международные концерны по своим оборотам значительно и многократно превосходят весь годовой бюджет нашей страны, заметил эксперт.
Следует отметить, что международные оффшорные финансовые центры также находятся под влиянием стран G20, в основном США. Например, такая налоговая гавань как Панама, интерес к которой в последнее время возрастает после проблем на Кипре, вообще пользуется долларом США, в том числе, и для внутреннего денежного оборота, подчеркнул экономист.
А если говорить о 28 крупнейших мировых банков и 9 страховых компаний, которых якобы собираются "приструнить" на глобальном уровне, то они всецело интегрированы в процессы углубления глобализации экономики и заинтересованы в этом в силу своих размеров, сказал Невмержицкий.
"Усиление "надзора" за подобными финансовыми учреждениями может осуществляться и фактически осуществляется в виде условий доступа к финансовым ресурсам и денежным потокам, определяемым самими участниками G20", - сказал эксперт.
А официальные решения "двадцатки" по поводу налогового контроля касаются дальнейшего ограничения и повышенного контроля операций с оффшорными зонами.