Надежды России на сланцевый газ в Арктике умерли: освоение российского шельфа заканчивается, не начавшись
В конце февраля 2015 года был опубликован аналитический отчет компании BP по развитию мировой энергетики. Согласно прогнозу компании, нынешнее снижение цен на нефть не приведет к сокращению доли сланцев в мировой добыче. Мало того, их доля за двадцать лет может вырасти и составить десятую часть мирового производства углеводородов. Однако, при сохранении низких цен на нефть многие месторождения на шельфе Арктики, на которые российское правительство возлагало особые надежды, станут нерентабельным, а некоторых участках добыча не начнется никогда.
Об этом пишет директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС Петр Казначеев, передает Slon.
По его словам, Арктика была в моде в период высоких цен прежде всего из-за колоссальных объемов нефти и газа. По оценкам US Geological Survey, за полярным кругом находится 412,2 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 22% мировых технически извлекаемых ресурсов нефти и газа. 80% нефти и газа Арктики находится на шельфе северных морей, что очень сильно усложняет и удорожает добычу, но об этом не задумывались в период сверхвысоких цен на нефть.
"Разрабатывать законодательство по Арктике начали еще в начале 90-х, а итоговая серия изменений была внесена в 2008 году, когда законом "О недрах" был ограничен доступ частных компаний к континентальному шельфу России. Полтора десятка лет фактически ушло на борьбу различных групп интересов. Это была дележка арктического пирога, который существовал только в виде планов. После 2008 года все распределенные лицензии достались компаниям "Роснефть" и "Газпром". Реальное освоение шельфа до принятия окончательной редакции не велось. У такого промедления была своя логика: если верить в то, что цена на нефть будет расти вечно, то разработку арктических ресурсов можно постоянно откладывать, что, собственно, в России и происходило.
Читайте:
Россия готова отдать Китаю контроль над газовыми и нефтяными месторождениями
В результате проведения такой непоследовательной политики в эксплуатацию на всем континентальном шельфе российской Арктики введено пока только одно месторождение – Приразломное компании "Газпром нефть" в Печорском море, на котором добыча нефти ведется с прошлого года. Газ же на шельфе Арктики Россия вообще не добывает. Две другие страны, которые ведут добычу на шельфе за полярным кругом – США и Норвегия, – существенно опережают Россию по объемам производства. Канада и Гренландия (автономная территория в составе Дании) имеют опыт геологоразведки, но добычи не ведут. При этом в России, по оценкам, находится 41% всех технически извлекаемых мировых ресурсов арктической нефти и 70% – газа.
Если бы процесс согласования работы на арктическом шельфе не затянулся на пятнадцать лет (включая годы рекордно высоких цен на нефть), то окно возможностей на Арктике не было бы упущено. По крайней мере, легендарный газовый гигант Штокман в Баренцевом море изначально имел шансы на успех. Теперь же он отложен на неопределенный срок (норвежская Statoil вышла из проекта в 2012 году, не став продлевать соглашение).
Также непонятна судьба многочисленных совместных проектов "Роснефти" с компанией ExxonMobil. Основным предлогом остановки проектов стали санкции: ExxonMobil заявила о прекращении работ на всех совместных проектах, кроме Сахалина-1. Приостановлены работы и на недавно открытом месторождении "Победа" на шельфе Карского моря. Ситуация с месторождением "Победа" иллюстрирует общую динамику на шельфе. Пробуренная на нем скважина "Университетская" потребовала рекордного бюджета $1 млрд. Согласно плану "Роснефти", изначально для освоения Карского моря планировалось строительство не менее 15 морских платформ, аналогичных "Университетской". Понятно, что в условиях низких цен на нефть и санкций реализация даже части такой программы крайне маловероятна. ", - пишет Петр Казначеев.
Как сообщал "Обозреватель", тем не менее, Россия заявила о готовности к войне за Арктику. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Москва допускает возможность защиты "государственных интересов" в Арктике при помощи оружия.