Пока Насиров под домашним арестом: вокруг реформы ГФС разворачивается скандал
Несмотря на то, что Государственная фискальная служба Украины сейчас находится под руководством временных топов, это не помешало Кабинету министров под шумок затеять в ней настоящую "революцию". Так, 29 марта правительством было принято решение об одобрении концепции реформы ведомства, спонтанно внесенной министром финансов Александром Данилюком.
"Обозреватель" разобрался, какие перестановки затеяли в рядах фискалов, и что задумали у Гройсмана.
"Сюрприз" удался
Примечательно, что столь важная инициатива была воспринята Кабмином беспрекословно, даже несмотря на то, что в повестку дня заседания ее внесли практически в последний момент, и даже сам Данилюк не был до конца уверен в том, что рассмотрение плана грандиозной пертурбации фискалов состоится. Но все прошло как по маслу.
Вишенкой на торте в представленной главой Минфина концепции стало принятие законопроекта "О реформировании территориальных органов ГФС".
Читайте: Работа над реформой ГФС: в Украине начала работать миссия МВФ
По словам Данилюка, реорганизация ГФС будет происходить в два этапа и предусматривает изменение внутренней организационной структуры центрального аппарата и территориальных органов на основе прозрачных конкурсов.
"Изменение структуры таможни, которое произойдет 1 мая, предусматривает ликвидацию юридических лиц на областном уровне. Так, из существующих 27 таможен останется одна централизованная. На уровне области предусматривается создание представительств центральной таможни с целью облегчения проведения админпроцедур и осуществления надзора. Соответственно, на районном уровне остаются таможенные посты, которые напрямую подчиняются центральной таможне", — пояснил министр.
Что касается изменения налогового блока, то оно будет происходить по схожему сценарию, но в два захода. Так, сначала районные государственные налоговые инспекции будут ликвидированы как юрлица с 1 апреля 2017 года и останутся центрами обслуживания плательщиков, выполняя исключительно сервисные функции. Реализация второй части плана начнется с 1 января 2018 года и предусматривает ликвидацию юрлиц на областных уровнях и создание межрегионального управления ГФС с представительствами на местах.
Читайте: В ГФС внесли ясность в скандал с налоговой милицией
Документ: Реалист
Трезвый взгляд
Целесообразность проведения такой реформы в пояснительной записке к постановлению Кабмина подтверждается весьма абстрактными аргументами (если их можно таковыми назвать): оптимизирует процессы в ГФС, повысит эффективность ее работы, снизит уровень коррупции и давления на бизнес.
Кроме того отмечается, что предложенные шаги позволят полноценно реализовать изменения в Налоговый кодекс относительно функциональных полномочий территориальных органов, согласно которым на налоговые инспекции возложены сервисные функции, а также функции контрольно-проверочной работы и фактических проверок, погашения налогового долга и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Документ: Реалист
Но справедливости ради стоит отметить, что на самом деле все происходит с точностью до наоборот. Ведь полномочия налоговых инспекций сводятся именно к сервисным, тогда как все остальное — это обязанности региональных органов ГФС.
К тому же, изменения в Налоговом кодексе не имеют никакого отношения к вышеописанным перестановкам в структурах региональных представительств ГФС и таможен.
На множество абсолютно непрофессиональных нюансов в продвинутой Кабмином реформе обращают внимание и представители экспертной среды.
Читайте: Кабмин одобрил: кто заменит налоговую милицию в Украине
Так, по мнению эксперта Реанимационного пакета реформ Вячеслава Черкашина, в том виде, в котором концепция реформы ГФС представлена сейчас, она не имеет права на существование и требует немедленного отзыва для дальнейшей доработки. К тому же, без кардинальных перемен в самом Минфине ожидать особых тектонических сдвигов в ведомстве фискалов слишком наивно.
Останавливаясь на конкретных моментах документа, Черкашин выделил бюрократический подход к изложению дальнейших планов по борьбе с коррупцией, привязку целей по развитию персонала и оплаты труда к устаревшим и неэффективным в Украине методам (пресловутые конкурсы и международные стандарты), а также прописывание прямых обязанностей ГФС и Минфина, предусмотренных действующим законодательством, как абсолютно новых реформаторских шагов (например, обеспечение работы электронного кабинета налогоплательщика, обнародование консультаций на официальном веб-портале ГФС, автоматический обмен финансовой информацией с иностранными партнерами и реализация плана BEPS для противодействия размывания налоговой базы).
Словом, все в "лучших" традициях — формальный подход, который не закончится чудом кардинального обновления ГФС.
В чем соль
Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что главной целью этой "реформы на скорую руку" явно не является создание в Украине прогрессивных фискальных органов или их полная перезагрузка. Все гораздо проще — личные интересы и традиционный для нашей страны "дерибан" высоких должностей.
Читайте: Насиров: "Да, я мытарь… Эта миссия не популярна. Но популизм НАБУ меня поражает"
Так, исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник уверен, что молниеносность вчерашних решений Кабмина объясняется тремя банальными факторами — зачисткой "кресел" в ГФС под лиц, приближенных к определенным кругам власти, централизацией финансовых потоков для удобства влиятельных заинтересованных лиц украинского политикума и "случайным" сжиганием опасных мостов, которое можно оправдать очередной перестройкой.
"Друзья, я вам говорил, что вся эта история — это история "кресла", а вы мне "НАБУ", "американцы", "борьба с коррупцией", — иронизирует эксперт.
Но, как говорится, все было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь подобная реформа приведет к разрушающим последствиям, которые чужды как для бизнеса, так и контролирующих органов в цивилизованных странах: авральная ликвидация налоговых инспекций закончится потерей массы важных документов, полной анархией ГФС на местах и возможно даже неконтролируемым прессингом предпринимателей со стороны структур, которых уже завтра не будет. Пока вопросов больше чем ответов.