СМИ: диверсификация поставщиков топлива на АЭС Украины в тупике

978
СМИ: диверсификация поставщиков топлива на АЭС Украины в тупике

Зависимость Украины от импорта энергетических ресурсов является одной из ключевых проблем для нашей экономики. В то же время эксперимент по диверсификации поставщиков ядерного топлива для украинских АЭС закончился неудачно - компания "Вестингауз" не смогла обеспечить надежную работу своего топлива на Южно-Украинской АЭС.

Перспектива стать вторым поставщиком топлива в Украине оказалась для американцев недостижимой. Поэтому в сложившихся условиях нашей стране необходимо сосредоточиться на развитии собственного производства ядерного топлива, с максимальной локализацией элементов ядерно-топливного цикла. Это и станет гарантией нашей энергетической безопасности, пишет Gazeta.ua.

До 2011 года все ядерное топливо на четыре украинские АЭС поставляла российская компания "ТВЭЛ". В позапрошлом году россиян на украинском рынке потеснила японо-американо-казахстанская компания "Вестингауз". Согласно контракту, "Вестингауз" должен был поставить не менее 630 тепловыделяющих сборок в течение 2011-2015 годов для поэтапной замены российского топлива на трех украинских энергоблоках с ВВЭР-1000 (водо-водяными энергетическими реакторами).

Наших атомщиков не остановил негативный опыт Чехии, которая еще в 2006 году в таких же попытках диверсифицировать поставки топлива на АЭС "Темелин" доверила их компании "Вестингауз". Эксперимент оказался неудачным. В Чехии разразился скандал. Власть обвиняли в том, что она пошла на поводу у американских политиков, которые активно лоббировали интересы "Вестингауз". На имидж компании повлияло и то, что на Филиппинах "Вестингауз" построил АЭС "Батаан". Строительство сопровождалось обвинениями в даче взятки предприятием президенту страны, а саму станцию так и не ввели в эксплуатацию.

Топливо "Вестингауз" было признано несоответствующим стандарту качества. Вслед за Чехией от услуг компании отказалась Финляндия, куда американцы поставляли топливо для реактора на АЭС "Ловииса".

Кроме проблем с совместимостью топлива с реактором и рисков, которые эта несовместимость предполагает, топливо "Вестингауз" автоматически дорожает. Освоение рынков Центральной и Восточной Европы требует дополнительных испытаний и лицензирования. Учитывая общую тенденцию к удешевлению ядерного топлива, это играет против транснациональной компании.

Разных "но" собралось немало. Однако именно "Вестингауз" стал альтернативным поставщиком ядерного топлива в Украину, и два года назад первые кассеты с ним были поставлены на Южноукраинскую АЭС. А уже в апреле прошлого года в топливных кассетах обнаружили деформацию дистанционирующих решеток и часть тепловыделяющих сборок признали непригодной к дальнейшей эксплуатации.

За год проблемы появились снова, и 24 июля НАЭК "Энергоатом" традиционно сообщила о том, что в ТВС-W обнаружили деформацию дистанционирующих решеток. Теперь, правда, отечественные атомщики решили не рисковать и сформировали активную зону второго энергоблока в Южноукраинске исключительно с тепловыделяющих сборок российского производства. Это означает, что диверсификация поставщиков ядерного топлива, скорее всего, закончилась выбыванием "Вестингауз" из игры.

Общий ущерб "Энергоатома" из-за инцидента с топливом "Вестингауз" включает убытки от недовыработки электроэнергии во время вынужденного простоя двух блоков Южноукраинской АЭС. Это дало в сумме недовыработку 3 млрд кВт в час, или около $ 75 млн при нынешнем тарифе компании. Плюс непосредственно топливная составляющая - около $ 100 млн.

Это без учета расходов, которые "Энергоатом" понесет, решая проблемы с облученным и свежим топливом ТВС-W, а также необходимостью замещения этого топлива, о чем говорят данные Государственной инспекции ядерного регулирования Украины.

Но "Энергоатом" продолжает использовать топливо, которое показало себя как опасное - украинской стороне не удается решить и проблему с материально-техническими компенсациями в досудебном порядке. Это обусловлено тем, что "Вестингауз" утверждает, что причина повреждения кассет не в конструкторской ошибке, а в том, что работники Южноукраинской АЭС допустили халатность при погружении топлива в реактор. Наши атомщики подобные обвинения отвергают. Результатом этих споров, очевидно, станет судебный процесс.

При этом ряд экспертов атомной отрасли продолжают обсуждать возможность участия "Вестингауз" в строительстве на территории Украины новых блоков АЭС. Однако если проанализировать опыт американцев в сооружении АЭС, то перспективы вырисовываются еще менее радужные, чем с производством топлива.

За последние 20 лет "Вестингауз" не ввел в эксплуатацию ни одной АЭС. Отчасти это связано с тем, что в последние десятилетия спрос на атомную генерацию в США был нулевым. Это привело к общему упадку отрасли, в том числе и отсутствию специалистов - инженеров, разработчиков и менеджеров, которые управляют станцией. Основным персоналом АЭС становятся бывшие военные, которые имели отношение к ядерным программам. Сроки строительства по объектам, над которыми работает "Вестингауз", удаляются, а сметы постфактум растут.

Так, из всех строек "Вестингауз" первым должен был сдаваться в эксплуатацию блок на китайской "Саньмэнь-1" - в середине этого года. Этого не произошло - на сегодняшний день речь идет о сдаче в середине 2014 года.

Сроки пусков новых блоков АЭС "Вогтл" - первых в США блоков с реакторами AP-1000, которые строит "Вестингауз" - тоже переносятся.

Однако "Вестингауз" сыграл и положительную роль в урегулировании отечественного атомного рынка. Проблемы с топливом вылились в решение о запуске в Украине завода по производству ядерного топлива. Строительство предприятия в пгт. Смолино Кировоградской области уже началось.

По словам министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, этот проект станет одним из самых амбициозных общенационального уровня. Он должен сделать нашу страну независимой от поставок топлива как из России, так и из Америки.

В Украине есть ресурсы для максимальной локализации всех элементов ядерно-топливного цикла. Запасов Новоконстантиновского месторождения урана хватит всем украинским АЭС лет на 100. Еще не потеряна возможность возродить производство циркониевого проката на Днепропетровском заводе прецизионных труб, который сегодня проходит через процедуру банкротства.

Наконец, учитывая географию строительства новых АЭС вокруг Украины - в Беларуси, Турции, Польши, а также уже существующих в Словакии, Болгарии и Венгрии, - продукция будет пользоваться спросом не только в нашей стране. Соседние государства не собираются отказываться от развития атомной энергетики.

В любом случае, строительство завода будет способствовать снятию напряжения вокруг этой темы и прекратит политические спекуляции вокруг идеи диверсификации поставщиков энергоресурсов.