Выборы руководителей госпредприятий превратились в профанацию с признаками коррупции
Как стало известно "Обозревателю", очередной конкурс на должность руководителя крупного госпредприятия превратился в профанацию. Детально о том, с какими нарушениями законодательства проводятся конкурсы на замещение вакантных позиций в крупных государственных предприятиях, читайте в нашем аналитическом материале.
Порядок проведения конкурсов руководителей госпредприятий регулируется Постановлением КМУ № 777 от 03.09.2008 г. "О проведении конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики"
В статье 13 этого постановления указано: "Обязательным условием проведения конкурсного отбора является его открытость. Представители средств массовой информации имеют право присутствовать на заседаниях комиссии при вскрытии пакетов документов, поданных претендентами, их рассмотрении и объявлении победителя".
Впрочем, в декабре 2015 года с подачи Минэкономразвития в постановление были внесены изменения, которые сделали конкурсы абсолютно закрытыми, лишили конкурсантов любых прав и сделали невозможным обжалование конкурсов в суде.
Одна из новаций звучит так:
"Комиссия заслушивает на закрытом заседании конкурсное предложение участника конкурсного отбора... По решению комиссии на ее заседании во время заслушивания конкурсных предложений участников могут присутствовать представители средств массовой информации и общественности при условии согласия всех участников конкурсного отбора".
То есть, если один из кандидатов не согласился (это может быть специальный "технический" кандидат), то СМИ и общественность ни на одно из заседаний комиссии не попадут.
Читайте: Суд не позволил назначить россиянина руководителем госкомпании
Еще одной предновогодней новацией стало появление комиссий при комитете по назначению. Бюрократическим языком в постановлении №777 это звучит так: "Конкурсный отбор на должность руководителей особо важных для экономики предприятий осуществляется комиссиями, образованными при комитете по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий для представления кандидатур в указанный комитет".
Постановление №777 определяет, что "в состав комиссий при комитете по назначению включаются представители Минэкономразвития, представители соответствующих субъектов управления и независимые негосударственные эксперты".
На примере "Укрпочты" рассмотрим, как это происходило на практике.
Сначала для проведения конкурсного отбора на должность УГППС "Укрпочта" и.о. министра Юлия Ковалив своим приказом образовала комиссию, куда помимо чиновников Кабмина вошли те самые независимые негосударственные эксперты, которыми оказались представители частного бизнеса от рынка рекрутинговых услуг.
Этот приказ был "закрыт" - он до сих пор нигде не обнародован. Участники конкурса во время собеседования даже не знали, кто задает им вопросы. Отметим, что ни один документ относительно проведения конкурса не обнародовался. Было лишь безымянное объявление на сайте Минэкономразвития.
Больше всего вопросов в составе комиссии вызывают "независимые негосударственные эксперты". Во-первых, они не являются независимыми, о чем, по крайней мере, свидетельствуют их должности. "Независимый проектный менеджер Нацсовета реформ" - как вам? Еще лучше звучит "независимый гендиректор ООО". Во-вторых, так и не удалось найти какого-либо подтверждения их экспертной квалификации в ни одной сфере, не говоря уже о почтовой. Ни научных трудов, ни каких-либо публикаций, ни выступлений, ни участия в мероприятиях экспертной среды - ничего, ничем не выдающиеся неизвестные люди.
Итак, комиссия формировались тайно, действительно независимые эксперты туда не попали. Но настоящие чудеса начинаются дальше.
На закрытом заседании комиссия избирает председателя - директора HR-агентства. Представляете? Председатель государственной комиссии - директор ООО, то есть представитель коммерческой структуры!
На сайте этого HR-агентства читаем, что среди клиентов компании "независимого эксперта": крупные коммерческие банки, инвестиционные компании, фонды прямых инвестиций. То есть, государственные полномочия (еще и с правом решающего голоса!) по отбору руководителей особо важных для экономики предприятий предоставили человеку, который на этом зарабатывает!
В законе "О предотвращении коррупции" это называется "конфликтом интересов". В статье 35 этого закона четко определено, что "в случае возникновения конфликта интересов у лица, уполномоченного на выполнение функций государства или у приравненного к нему лица, входящего в состав коллегиального органа (комитета, комиссии, коллегии и т.д.), лицо не имеет права участвовать в принятии решений этим органом".
Кстати, интересно, подавали ли клиенты "независимого эксперта" документы на этот конкурс, который проходил под его председательством? И еще интересно, каким образом были защищены конкурсные предложения - то есть интеллектуальная собственность его клиентов, простите, претендентов на должности руководителей госпредприятий?
Поражает и другое правонарушение: в руки представителя коммерческой структуры, которая занимается подбором персонала, отдали базу данных лучших менеджеров страны вместе с их конфиденциальными данными! И при этом председатель государственной комиссии (директор рекрутинговой компании) не проходил специальную проверку и не давал подписку о неразглашении информации!
Но и это еще не все. Сразу после своего избрания председателем комиссии, "независимый эксперт" также на закрытом заседании назначает секретарем комиссии Юлию Данчик, которая работает в должности главного специалиста в юридическом департамента Минэкономразвития. Вдумайтесь - директор ООО назначает госслужащего!
И госслужащая Юлия Данчик выполняет его указания, целыми днями присутствует на заседаниях комиссии, а не на рабочем месте, ведет переговоры и подписывает протоколы. Интересно, что так же посторонние люди одновременно назначили госслужащую Ю.Данчик секретарем комиссии по избранию руководителей завода "Электротяжмаш", НЭК "Укрэнерго", ОАО "Центрэнерго", ГП "Укрспирт" и пр.
В этой связи даже как-то нелепо звучит вопрос о том, был ли приказ о ее командировке на работу в этих комиссиях. Но, был ли у нее допуск к работе с персональными данными сотен претендентов – этим, безусловно, стоит поинтересоваться.
Читайте: Без конкурса. Руководителя Укрзализныци выберут политические кланы
В конце концов, закрытая работа комиссии по отбору на должность генерального директора УГППС "Укрпочта" закончилась публикацией объявления на сайте Минэкономразвития, в котором говорилось: "Комиссия на закрытом заседании заслушала 48 конкурсных предложений, предоставленных участниками конкурсного отбора. После заслушивания участников конкурсного отбора, по результатам обсуждения комиссия решила подать в Комитет по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий четыре кандидатуры, которые были признаны комиссией лучшими".
Вот такая "открытость", что, напомню, является обязательным условием проведения конкурсного отбора. На сегодня известно, что на закрытом заседании выбрали четыре кандидатуры, фамилии которых официально не названы.
Это объявление было напечатано 7 апреля во второй половине дня, а уже утром следующего дня Комитет по назначению из четырех неизвестных кандидатур выбрал ничем не примечательного сотрудника американской компании с неизвестным гражданством! И когда только Комитет успел связаться со своими членами и претендентами и пригласить их на утреннее заседание?
И, опять-таки, заседание Комитета происходило (если вообще происходило?) тайно. О нем не сообщали и никого туда не приглашали.
Те, кто придумывал полностью закрытую процедуру избрания руководителей госпредприятий, наверняка, хотели защитить кадровые сделки от судебных решений. Случай с избранием руководителя "Укрпочты", показал, что должностные лица Минэкономразвития, при попустительстве высших должностных лиц Кабинета Министров, с помощью правительственного решения, принятого в декабре 2016 года, создали коррупционную и непрозрачную схему проведения конкурсного отбора руководителей особо важных для экономики предприятий.
В результате этот конкурс превратился в профанацию. Но это еще цветочки, а вишенка на торте под названием "Избрание руководителя Укрпочты" ожидает нас впереди. Ведь указанный конкурс проводился с целью избрания на должность генерального директора УГППС "Укрпочта", но … этой должности уже нет. Дело в том, что в ноябре 2015 года Мининфраструктуры издало приказ о преобразовании государственного предприятия почтовой связи "Укрпочта" в публичное акционерное общество и создало комиссию по преобразованию. Теперь, по корпоратизации, предприятием формально руководит председатель комиссии. Впрочем, оперативное управление должно осуществляться исполняющим обязанности генерального директора.
Знали в Минэкономразвития, когда объявляли конкурс, что такой должности уже нет, потому что на предприятии происходит смена вида собственности? Если - нет, то хотя бы тому, кто подписывал приказ о проведении конкурса, стоит уйти в отставку. Если - да, этим случаем стоит заняться правоохранительным органам, как и обстоятельствами принятия решения о закрытости при проведении конкурсов на должности руководителей госпредприятий, что привело к созданию многочисленных коррупционных рисков.
В любом случае, результаты этих позорных закрытых отборов должны быть отменены, а в правительственное решение о порядке их проведения должны быть внесены изменения, которые сделают конкурсы открытыми и прозрачными, сделают невозможным кулуарные назначения и обеспечат понятные обществу кадровые решения.