Шантаж уже не работает: Украина может обойтись без российского рынка
В начале марта 2015 года европейский комиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем, после встречи с министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым, заявила о готовности восстановить трехсторонние переговоры между Брюсселем, Киевом и Москвой и снова попробовать найти "гибкое применение Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС".
По информации источников, украинская и европейская стороны якобы договорились о невозможности дальнейшей отсрочки внедрения зоны свободной торговли (ЗСТ), однако все еще допускают корректировки в этом вопросе, пишет Тиждень.ua.
Впрочем, опыт показывает, что уступки Москве в вопросах имплементации Соглашения об ассоциации ничего не дают Киеву.
Как известно, 12 сентября 2014 года в Брюсселе была достигнута договоренность между представителями Украины, ЕС и России, согласно которой в обмен на отсрочку вступления в силу экономической части Соглашения до 2016 года РФ воздержится от ограничений на украинские товары.
Читайте: Украина в апреле получит еще 250 млн евро от Евросоюза
Но таможенная статистика не зафиксировала никаких положительных последствий такого "компромисса". Наоборот, экспорт украинских товаров в Россию в первые два месяца 2015 года ($0,6 млрд) сократился почти втрое по сравнению с июлем-августом 2014-го ($1,7 млрд), двумя месяцами, предшествовавшими брюссельским договоренностям, а также январем - февралем 2014 ($1,6 млрд).
С этой точки зрения кажется сомнительным, что в случае вступления в силу Соглашения об Ассоциации без отсрочки и, соответственно, отмены Москвой льготных таможенных тарифов на украинские товары, спад нашего экспорта в РФ был бы значительно больше.
Украину вытесняют с российского рынка вследствие действия объективных и субъективных факторов.
К объективным относятся долгосрочная стратегия импортозамещения и недавняя девальвация рубля, которая снизила покупательную способность российских потребителей, а также вывод из строя ряда предприятий на Донбассе в результате боевых действий.
К субъективным - продолжение необъявленной торговой войны против Украины, несмотря на якобы достигнутый в Брюсселе в сентябре 2014 года "компромисс", а также добровольный уход ряда украинских поставщиков с российского рынка из-за его непредсказуемости и ненадежности.
Читайте: Евросоюз влезет в международные долги, но Украине поможет
По более ранним прогнозам при сохранении существующих тенденций в двусторонней торговле доля России в украинском экспорте до конца 2015-го снизится до 10-12%. Однако действительность превзошла эти ожидания, и доля России в вывозе товаров из Украины сократилась до 10,1% уже в первые два месяца текущего года.
Отсрочка или коррективы в осуществлении экономической части Соглашения об ассоциации не способны изменить эту долгосрочную тенденцию к потере отечественными производителями российского рынка.
Минимум, который для этого нужен, - это неприемлемая ни для Киева, ни для европейцев общая капитуляция в виде полного отказа от экономической части Соглашения и начало интеграции Украины к путинскому Евразийскому союзу.
Любые другие уступки не заставят РФ прекратить дискриминацию украинских поставщиков.
Итак, попытки достижения очередных "компромиссов" выдаются только попыткой закрыть глаза на реальность, а затем уклониться от действенного компенсационного пакета, которого от ЕС сегодня действительно ждет украинская экономика.
Читайте: Сорос назвал "ужасную" ошибку Евросоюза по отношению к Украине
В то же время инерционные попытки Москвы шантажировать Киев или Брюссель режимом доступа украинских товаров на российский рынок после трех с половиной лет перманентной торговой войны не имеют больше достаточных оснований. По доле в экспорте наших товаров российский рынок (10,1%) пока сопоставим с турецким (7,7%), китайским (7,4%) или египетским (6,7%), однако значительно менее перспективен с точки зрения полномасштабной зависимости от политических капризов Кремля.
Поэтому и Украине, и партнерам по Евросоюзу пора осознать, что распространенный стереотип, будто выбор между ЕС и Россией - это выбор между ценностями и прагматикой или будущим и настоящим, не имеет ничего общего с действительностью. Зависимость Украины от торгово-экономических связей с Россией - это уже не настоящее, а прошлое.
Зато и будущее, и настоящее страны состоят не в бесперспективных попытках вернуть утраченное на рынке соседа, а в компенсации закономерных потерь на нем благодаря заполнению новых ниш как на европейском, так и на других перспективных рынках в разных частях мира. Попытки отчаянно хвататься за старое только мешают, замедляют и усложняют этот процесс.
Более того, игры в "компромиссы" присылают Путину опасный сигнал о целесообразности продолжения давления на Украину и ЕС с целью принуждения к замораживанию экономической части Соглашения об ассоциации с полным отказом от нее и поглощением Украины Евразийским союзом.
И чем раньше Москва получит четкий и однозначный сигнал, что экономическая интеграция и ассоциация Украины с ЕС - свершившийся факт, который не подлежит обсуждению (а для этого нужно полное вступление в силу Соглашения об ассоциации и его динамическая имплементация), тем больше шансов закрыть эту тему, а затем убрать мотивацию для российского шантажа.
Читайте: ЕС призывает срочно выделить Украине третий пакет финансовой помощи
Как сообщал "Обозреватель", совет директоров Международного валютного фонда утвердил новую 4-летнюю кредитную программу Extended Fund Facility (EFF, механизм расширенного кредитования или Extended Fund Facility по-английски) на 17,5 млрд долларов, или 12,348 специальных прав заимствования, вместо ранее действовавшей программы Stand-by на 17 млрд долларов.
Утвержденная программа предлагает ТОП-25 шагов по выходу Украины из экономического кризиса.