Кто сложит цену ГТС

Кто сложит цену ГТС

Недавнее сообщение об оглашении конкурса по оценке украинской газотранспортной системы не стало громом среди ясного неба, однако вызвало немалый резонанс в деловых кругах и отечественных средствах массовой информации. Одни ждали этого с нетерпением, другие же наоборот опасались продажи украинской трубы. При этом предварительно назывались совершенно несоразмерные суммы, которым якобы соответствует отечественная система транспортировки голубого топлива. О том, кому дано право назвать справедливую цену украинской ГТС, какие цифры звучали и чего ожидать в принципе от процесса, рассказывает «Обозреватель».

Запоздалый тендер, или Зачем нужна оценка ГТС

По оценкам специалистов начать процесс оценки украинской ГТС стоило уже давно. «То, что наконец-то объявили тендер - это уже хорошо. Это надо было сделать еще два года назад, потому что тогда речь шла на переговорах о консорциуме и ГТС», - утверждает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Кроме того, по его мнению, условия тендера на сегодня выписаны нечетко. Специалисты говорят о непонятности целей проводимого оценивания украинской трубы. Во-первых, непонятно, для какой цели проводится тендер. То, для чего «Нефтегазу» определять цену ГТС - для продажи доли, для аренды, для концессии, для IPO, для продажи всего каких-то долей ГТС не является в документе четко прописанным, то есть не указана истинная мотивация. Во-вторых, по мнению Корольчука, компании, которые будут оценивать ГТС, не будут знать всех объектов оценки, потому что в тендере они просто банально не прописаны. То есть, выходит, что предлагается просто оценить «общую» стоимость ГТС?

Экспресс-досье оценщиков нашей трубы

Кто же претендует на звание «составителя цены» украинского газопровода? Естественно, это уже не секрет – 3 киевских и одна американская компания. Тем не менее, хочется понять, кто чем тут дышит и каковы их шансы.

Оценивать стоимость активов системы магистрального трубопровода украинского газа в нашей стране, в том числе подземных хранилищ газа и объектов инфраструктуры, как стало известно 27 февраля, будет одна из четырех компаний, подавших заявку на участие в конкурсе. Потенциальными оценщиками ГТС стали 4 компании, среди которых частное предприятие «Томас & Симонова» в Киеве, компания Duff & Phelps с нью-йоркской регистрацией, а также еще два столичных претендента - «Бейкер Тилли Украина ЭК» и «Эрнст энд Янг Украина».

Итак, пройдемся по каждой из них.

«Томас & Симонова»

Частное предприятие со столичной регистрацией, носящее название, явно совпадающее с именами своих учредителей «Томас & Симонова», имеет строительную специализацию. Так, предприятие специализируется на организации строительства объектов недвижимости для продажи или сдачи в аренду. При этом, эксперт Института оценки США Людмила Симонова, по всей видимости, имеющая непосредственное отношение к претенденту на звание оценщика ГТС, одной из первых назвала ориентировочную стоимость наших магистралей и рассказала о подходах, которые использовались при расчетах.

Duff & Phelps

Данная компания является ведущим мировым независимым поставщиком финансового консалтинга и инвестиционно-банковских услуг. Американская компания работает преимущественно в области первичной оценки услуг, предоставляет инвестиционно-банковские и консалтинговые услуги, помогает в разрешении коммерческих споров, дает юридических консультации и консалтинг в сфере налогового управления.

Центральный офис компании находится в Нью-Йорке, кроме того, Duff & Phelps имеет офисы в Северной Америке, Европе и Азии.

Инвестиционно-банковские услуги в США предоставляют входящие в структуру компании Duff & Phelps Securities, LLC и Pagemill Partners, LLC. Помимо этого, компания активно работает на рынке финуслуг Великобритании, Германии и Франции. Об опыте работы компании на украинском рынке на сайте потенциального оценщика ГТС Duff & Phelps данных нет.

«Бейкер Тилли Украина ЭК»

Бейкер Тилли Украина - независимая украинская компания, предоставляющая услуги в сфере аудита, бизнес консультирования, независимой оценки, бухгалтерского и управленческого учета, одна из лидеров на национальном рынке, независимый член международной сети Baker Tilly International. На украинском рынке компания работает с апреля 1999 года и входит в число крупнейших аудиторских компаний Украины. Аудитор работает во многих сферах экономики, включая энергетику, сельское хозяйство, металлургию, строительство, финсектор, торговля и многие другие. Компания имеет большой опыт в аудите финансовой отчетности, в том числе и проекты, связанные с выходом компании на международные финансовые рынки, проектах по слиянию и поглощению, консолидации и трансформации финансовой отчетности в международные и американские стандарты учета, работы с международными финансовыми учреждениями.

Как независимый член международной сети Baker Tilly International, компания предлагает услуги во всех мировых финансовых центрах.

«Ernst & Young Украина»

Ernst & Young Украина – украинская дочка американской корпорации, которая является международным лидером в области аудита, налогообложения и права, консультационного сопровождения сделок и консультирования по вопросам ведения бизнеса. Компания работает во всех сферах национальной экономики, включая финансово-инвестиционную, энергетическую, транспортную, отрасли, а такжее медицину, металлургию, недвижимость, телекоммуникации и другие. Компания предоставляет консалтинговые, аудиторские, сопроводительные услуги, а также услуги в сфере налогообложения и стратегического планирования компаний. «Ernst & Young Украина» имеет большой опыт в оценке объектов, и поэтому эксперты предрекают компании лидерство в борьбе за звание оценщика.

Миллионы баксов на оценку

Вопрос о том, сколько же попросят за оценку ГТС компании остается загадкой. Эксперты не называют четких цифр, говоря о том, что об этом должны думать сами оценщики. При этом в деловых кругах бытует мнение, что сумма оценки будет исчисляться в миллионах зеленых. Ряд отечественных СМИ приводит слова партнера по оценочной практике украинского представителя международной аудиторской сети Kreston GCG Андрея Катчика, согласно которым, поскольку оценивается не только труба, а и вся инфраструктура ГТС, стоимость оценки составит в пределах 2-10 млн долларов. Эксперты прогнозируют победу в тендере компаниям Ernst & Young или Duff & Phelps. Специалисты утверждают, что для достоверной качественной оценки не обязательно выбирать оценщиком того, кто раньше уже оценивал ГТС Украины, главное для компаний – опыт крупных оценки крупных проектов.

Сколько стоит ГТС

В начале 2012 года Россия оценила украинскую газотранспортную систему в 20 млрд долларов, но украинская сторона заявила, что эта цифра занижена, как минимум, в 2 раза.

Эксперты считают, что назвать более-менее точную цену стратегического актива страны можно будет только после проведения тщательного аудита, и то цифра будет сомнительной, поскольку реальная стоимость ГТС - это сумма, за которую ее могут купить.

Стоимость ГТС, по оценкам экспертов, существенно отличается, как и походы к проведению данной процедуры. Так, член Института оценки США Людмила Симонова, компания которой, если это не великое совпадение, подала заявку на участие в конкурсе, озвучила сумму в 61 млрд долларов. При этом в оценке использовался затратный и доходный подход. Затратный подход, согласно пояснениям эксперта, позволяет определить стоимость путем расчета затрат на дату оценки, которые необходимо понести для строительства аналогичной новой ГТС, за вычетом износа, обесценившего активы с момента их ввода в эксплуатацию. Доходный подход основан на превращении доходов, которые могут быть получены в будущем от эксплуатации активов, в его стоимость, то есть на капитализации потока доходов от эксплуатации актива по ставке капитализации, характеризующей возврат капитала от вложения средств в аналогичные активы.

При этом в Институте энергоисследований не разделяют такую точку зрения, «Можно действительно сказать, что наша ГТС должна стоить столько, сколько нужно расходов, чтобы построить такую систему, вычтя амортизацию. Я против такого подхода, ибо любой нормальный аудитор скажет, что наша ГТС - это система, которая уже исчерпала свой ресурс и «живое» дальше за счет обновления, ремонта, модернизации. Поэтому все это нужно отнять», - отметил в эксклюзивном комментарии «Обозревателю» эксперт ИЭИ Юрий Корольчук. По оценкам специалистов института, построение с нуля такой системы (плюс подземные хранилища газа) будет стоить около 150-170 млрд доларов, а сумма амортизации может составить как минимум 80%. «Тогда наша вся ГТС потянет максимум на 30 млрд доларов. А нужно еще учитывать транзит газа в ЕС, гарантии поставок во время отопительного сезона», - отмечает Корольчук.

А не лучше ли сравнить?

В ИЭИ считают целесообразным идти путем сравнения. В качестве примера рассмотрим сравнительную характеристику ГТС Украины и Беларуси. По данным ИЭИ, ГТС Беларуси, которая обошлась России в 5 млрд зеленых. При этом известно, что магистральные газопроводы в Украину в 9 раз длиннее белорусских, да и количество компрессорных станций у нас в 14 раз больше. Также количество газораспределительных станций больше в шесть раз, газоизмерительных станций - в три раза, чем у белорусских соседей. «Параметры украинской и белорусской ГТС похожи - они были построены примерно в одно время. И качает украинская ГТС в год 100 млрд куб. м газа в Евросоюз, а Беларусь только 25 млрд куб. м», - отмечает Корольчук.

Таким образом, исходя из представленных выше параметров, несмотря на то, что это только количественные техпоказатели соседних ГТС, можно сказать, что украинская труба должна стоить как минимум в десять раз больше, чем белорусская - 50 млрд доларов.

«Такой может быть стоимость без учета подземных хранилищ газа, объема транзита российского топлива в ЕС и значение ГТС для стабильных поставок газа в ЕС», - рассказал «Обозревателю» Корольчук.

ПХГ Украины – отдельная тема

Как рассказал нам Корольчук, ПХГ Украины - это вообще отдельная тема. В середине 1990-х аудиторская компания Arthur D. Little (США) оценила только одно Бильче-Волицкое хранилище на 17 млрд куб. м в 10 млрд долларов. «Стоимость всех тринадцати подземных газохранилищ Украины, в которых хранится 31 млрд кубометров топлива, может стоить 40-50 млрд. долларов», - говорит эксперт.

Кроме того, говоря о возможности сравнения украинской и европейской ГТС, Корольчук привел в пример итальянской компании. «В 2010-2011 годах итальянская ENI продала свои доли в газопроводах TAG (Trans Austria Gas) - 89%, TENP (Trans Europa Naturgas Pipeline) - 49% и Transitgas - 46%, которые поставляют газ с севера Европы. В июне 2011 года ENI продала долю в TAG, который поставляет российский газ в Италию, за 483 миллионов евро, а затем ENI продала Бельгии доли в газопроводах Германии (TENP) и Швейцарии (Transitgas) - за 930 млн евро», - рассказал он.

То есть, если учесть небольшую протяженность вышеназванных газопроводов - суммарно около 700 км, которые пропорционально принадлежали ENI, то в среднем каждый километр магистрального европейского газопровода стоил 3 млн долларов.

Украинская ГТС - это 22 тыс. км магистральных газопроводов. Так, только на трубах Украина может заработать более 60 млрд долларов. «Маленькие европейские газопроводы не идут ни в какое сравнение с крупными украинскими системами, которые обеспечивают поставки 70% российского газа в ЕС. Цена ГТС - магистральных газопроводов и ПХГ - должна составлять не менее 100 млрд долларов», - считают в Институте энергоисследований.

Оценка ГТС – иллюзия?

Властные же структуры на вопрос об актуальности оценки ГТС отвечают размыто. Одни говорят, что называть цифры по стоимости трубы сегодня не стоит, потому как это может быть чревато – неправильные прогнозы, тем более в этой сфере ни к чему хорошему не приводят. Другие же, ссылаясь на экс-премьера Юлию Тимошенко, когда та протестовала против приватизации ГТС, называют цифру в 200 млрд зеленых.

А эксперты говорят о нецелесообразности озвучивать суммы сегодня, поскольку оценочная сумма может совсем не совпадать с ценой продажи. «Товар стоит столько, сколько за него дают денег. Можно оценить и в $500 млрд, а купить могут за совсем другую сумму», - говорит эксперт энергопрограмм Центра Разумкова Владимир Омельченко. По мнению эксперта, на данный момент сложить цену украинской трубе и «Нефтегазу» сложно ввиду ненадлежащей системы управления, убыточности и долговых обязательствах. Омельченко назвал процедуру оценки бессмысленной и иллюзорной, поскольку для ее проведения необходимо погасить долги, потом провести соответствующую процедуру выхода на IPO и тогда рынок даст оценку компании. Он также назвал простым ходом оценку ГТС в 61 млрд долларов. Подчеркнув, что за такую сумму наша труба никому не нужна.

Аналогичного мнения придерживается и заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. По его мнению, предварительные оценки никак не отражают реальную картину, и определенность придет только после проведения аудита «Нефтегаза».

Независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин считает, что оценка ГТС нужна, в первую очередь, для реформирования энергосистемы страны, в том числе и «Нефтегаза». Он выразил точку зрения относительно того, что оценка ГТС и реформа энергосистемы упростят путь Украины к созданию трехстороннего газотранспортного консорциума.

В свою очередь, Юрий Корольчук, эксперт Института энергоисследований, отметил, что адекватной оценки трубы, вероятнее всего, не дадут. «Я сомневаюсь, что мы увидим объективную оценку стоимости ГТС Украины. Скорее всего, при тех условиях, которые предусмотренны в тендере, будет посчитана балансовая стоимость ГТС. А балансовая стоимость как раз и может составлять до 20-30 млрд долларов», - отметил он.

Упс… ГТС не продается?

В «Нефтегазе» говорят, что о продаже трубы пока что речь не идет. «Мы не собираемся торговать своей газотранспортной системой, мы хотим обеспечить ее жизнедеятельность на далекую перспективу, сохранить статус национального достояния, сделать ее экономически рентабельной. Оценка ГТС позволит в перспективе создать работающий высокорентабельный бизнес-проект, который деполитизирует вопросы ее использования, а такая экономическая модель лишит украинскую газотранспортную систему от политических спекуляций», - приводятся в СМИ слова заместителя председателя правления компании Вадима Чупруна.

Регионалы твердят то же самое, говоря о том, что оценка нужна для создания газотранспортного консорциума. При этом оппозиционеры утверждают, что власть таки думает о продаже ГТС, и именно поэтому оглашен оценочный тендер.

Отчего-то создается впечатление, что газовый вопрос в Украине, который, в принципе, считается экономическим, в нашей стране уже который год является камнем преткновения для политиков. Каждый второй политик видит в газовых вопросах определенный подвох. А, может, стоит не искать зацепок, а подумать о том, как правильно сделать так, чтобы украинская ГТС работала на полную мощность? Я не говорю об объективности предварительных оценок. Но, у нас, как у Шекспира, получается много шума из ничего. Ведь пока еще ничего не понятно…